«Немного России есть в каждом производимом Боингом самолёте»
Одна из крупнейших авиакомпаний Африки Kenya Airways сообщила, что испытывает перебои с выполнением полётов из-за проблем с приобретением необходимых для обслуживания авиалайнеров титановых запчастей и компонентов самолетов, поставлявшихся с российского рынка.
«Это ограничило готовность самолетов к полётам, поскольку у нас нет запасных бортов, использование которых могло бы помочь уменьшить задержки. Эти проблемы носят глобальный характер и затрагивают не только Kenya Airways, но и все авиакомпании по всему миру», - заявил генеральный директор Kenya Airways Аллан Килавука.
Например, 100% титана, используемого бразильской авиакомпанией Embraer, и 35% титана, используемого Boeing, поставляются из России. Сейчас авиакомпаниям приходилось искать нужные титановые детали по всему миру (титан используется при изготовлении шасси, двигателей и планеров самолетов).
Причиной нарушения цепочек поставок из России стали санкции, введенные США против российского производителя титана ВСМПО-АВИСМА. Это крупнейший в мире производитель, единственная компания, осуществляющая полный цикл производства от переработки титанового сырья до выпуска конечной продукции. Компания экспортирует продукцию в 50 стран мира, имея около 450 заказчиков. Основными потребителями продукции ПАО ВСМПО-АВИСМА до последнего времени были мировые лидеры в области авиа- и двигателестроения: Boeing, Airbus, Embraer, Collins Aerospace, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce, Safran SA, Pratt&Whitney.
Несмотря на четвертьвековое стратегическое партнерство, Boeing под давлением Госдепа 7 марта 2022 года приостановил закупки титана в России, заявив, что у него есть «существенные» запасы этого металла, как сообщило агентство Reuters.
В апреле 2022 года генеральный директор Airbus Гийом Фори сказал, что санкции в отношении ВСМПО-АВИСМА нанесут ущерб европейской аэрокосмической отрасли, «едва повредив экономике России». Фори повторил тот же аргумент в июне. Его демарш привел к исключению ВСМПО-АВИСМА из санкционного списка Евросоюза, что позволило продолжить поставки российского титана в Европу.
Однако давление США на европейцев было настолько велико, что 1 декабря 2022 года исполнительный директор Airbus Defence&Space Майкл Шеллхорн, как пишет Reuters, заявил, что компания через несколько месяцев откажется от российского титана.
По данным The Wall Street Journal, около 65% поставок титана Airbus получает от ВСМПО-АВИСМА. Российские аналитики отмечают, что «после возвращения Крыма в родную гавань Airbus уже предпринимал попытки найти титановую альтернативу России, но за 8 лет с этой задачей так и не справился. Сочетания высочайшего качества сырья и продукции, внятного цикла производства и конкурентоспособных цен, подобных российским, обнаружить не удалось».
Производственный цикл ВСМПО Ависма
Западные отраслевые эксперты полагают, что Airbus «не сможет игнорировать Россию так, как это делает Boeing», переоформит производство титановых деталей на дочерние компании-подрядчики и через них продолжит закупки у ВСМПО-АВИСМА. Агентство Reuters отмечает, что Airbus «получает титан косвенно через своих поставщиков первого уровня», обходя санкции.
Ввести санкции против ВСМПО-АВИСМА Госдеп США намеревался еще до начала СВО, считая влияние России на мировой титановый рынок угрозой национальной безопасности. Министерство торговли США провело расследование влияния импорта титановой губки на безопасность страны, результаты были опубликованы в декабре прошлого года на официальном сайте правительства (Federal Register). В расследовании говорится, что собственное [американское] производство использующегося «в 15 из 16 важнейших секторов инфраструктуры» материала находится в упадке из-за давления со стороны более конкурентоспособных предприятий России (ВСМПО-АВИСМА) и Китая.
Титановая губка - промежуточный продукт, который образуется в результате превращения титановой руды в металлический титан. Используется в производстве деталей для военных и гражданских самолётов, двигателей, спутников, военно-морских и коммерческих кораблей, подводных лодок, на нефтехимических предприятиях, в энергетических, водопроводных и канализационных системах.
В первую очередь администрация США предполагает оказать поддержку главному конкуренту ВСМПО-АВИСМА на мировом рынке - компании Titanium Metals Corporation (TIMET). В докладе бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторга США указывается, что TIMET приходит в упадок из-за низких мировых цен на губчатый титан.
Американская титановая губка значительно дороже российской. Низкая доля затрат на рабочую силу в себестоимости производства (на ВСМПО-АВИСМА она составляет около 11%, а у американцев 20-25%) позволяло российскому производителю успешно конкурировать с TIMET даже на американском рынке. В том же Boeing говорили, что «немного России есть в каждом производимом нами самолете».
По мнению американских аналитиков, ВСМПО-АВИСМА, являясь интегрированным производителем губчатого титана и титановой продукции, может предлагать их «по более низким ценам, чем производители в США или Европе».
Эксперты BIS указали, что «низкие цены и выгодные условия контрактов» ВСМПО-АВИСМА стали главным стимулом для создания в 2006 году совместного предприятия с Boeing - Urals Boeing Manufacturing. В докладе говорится, что российская компания обеспечивает 35 процентов всей титановой продукции для Boeing и закрывает 50 процентов потребности в титане для Airbus.
В Госдепе выбрали самый простой путь к устранению российского конкурента - санкции. Развязанная США титановая война против России, как и война газовая, имеет целью переориентировать Евросоюз на американских поставщиков. При этом американский титан будет намного дороже российского.
«Поскольку промышленные игроки из Японии и США могут покрыть всю цепочку поставок титана, они являются наиболее логичным выбором для замены ВСМПО-АВИСМА в среднесрочной перспективе. В Европе, напротив, нет ведущего игрока, который мог бы уловить движение цепочки создания стоимости Ti, что может повлиять на способность Airbus и Safran эффективно использовать источники, что приведет к затратам и задержкам», - отмечает французская консалтинговая компания EFESO.
Большинство отраслевых экспертов полагает, что ведущие мировые авиакомпании вернутся к поставкам ВСМПО-АВИСМА, и «Boeing по-тихому восстановит сотрудничество с Россией»: ведь первым делом - самолеты, ну а санкции - а санкции потом.
Владимир Прохватилов