Aug 28, 2016 16:17
«Маша и ведмедь»
У повести А. С. Пушкина «Маша и ведмедь» была нелегкая судьба. Несмотря на то, что ее окончательный текст, был согласован в ходе тайной встречи писателя с товарищем Сталиным в с. Михайловском Псковской обл., нападки на Пушкина начались тотчас же после выхода новеллы в свет.
Возмущение прогрессивной литературной общественности вызвало изображение автором крепостного права и классовой борьбы в царской России.
Резко негативную реакцию ведущих пролетарских писателей вызвало изображение революции, представленной Пушкиным в образе русского ведмедя, бессмысленного и беспощадного, хворающего одновремнно медвежьей болезнью.
Кроме того, в вину Пушкину ставилась дегероизация вождей революции, выведенных им не в качестве выразителей вековых чаяний народных масс, а социально близким уголовным элементом со рваными ноздрями.
В ответ на критику Пушкин заявлял, что героику революционной борьбы русского крестьянства против помещичьей эксплуатации он уже изобразил в повести «Дубровский» и частично в «Барышне-крестьянке», а вдохновитель и организатор восстания маркиз Пугачев изображен им с большой долей авторской симпатии.
Кроме того, Пушкин напоминал собравшимся, что именно в ходе «заговора генералов» Пугачев, не решившийся на чистку своего ближнего круга, был арестован и выдан властям.
Итоги общественного обсуждения «Маши и ведмедя» были подведены на заседании Политбюро, решением которого Пушкину было рекомендовано переработать свое произведение, а Учпедгизу издать его для детей старшего школьного возраста под названием «Капитанская дочка».
«Нет, лучше уж зависеть от царя, чем от народа!» - говаривал Пушкин своему дядьке Никите Козлову - первому слушателю многострадальной повести, ее тонкому ценителю и критику.
В ходе перестройки первоначальный текст «Маши и ведмедя» был случайно обнаружен в архиве Н. Козлова и опубликован в альманахе «За гранью», вышедшем тиражом 200 экз., с комментариями критика-любителя полковника Н.П. Романова.
Отклики на эту публикацию зафиксированы не были.
Апокрифы