Отмечать Новый год мы опять рванули в Москву. Причем, решала когда ехать я как-то очень спонтанно. Обычно мы встречали сам Н.г. с родителями, а уже первого или второго уезжали. Но в этот раз я решила не ждать чудес под бой курантов и, отложив все проблемы, взяла билеты на 30-е. Может уехали б и раньше, но загодя были куплены билеты в филармонию. Так что с 27 у нас началось отмечание с походом в кино на "Холодное сердце", подарками под елкой и новогодней музыкальной сказкой. Сказка была, разумеется, про Олимпиаду и волшебный огонь.
Поздравив родных, мы сели в поезд. Москва нас встретила тем же осенним настроением. Хоть дождя не было на праздниках, и за то спасибо. Поэтому приняв погоду как неизбежность, мы постарались максимально повеселиться. Как в прошлом году уличный театр был для меня самым чудесным событием, так этой зимой сказкой было посещение перед Новым годом католического собора, в котором проходил органный концерт. Концерт выдержала даже доча, хотя узнали мы только "Щелкунчика" и "Зеленые рукава". Вообще я понимаю католиков с их любовью к органу. Он одновременно торжественный и праздничный, как и само Рождество. Возле самого храма вертеп с осликом и овечками. Чуть дальше по улице играли джаз Деды Морозы.
Органом, нарядной бесснежной Москвой и новогодним ужином с дочерью и друзьями закончился для меня 2013 год. При том, что он был насыщен работой, я так или иначе участвовала во многих знаковых моментах города, осталось общее чувство пустоты от прожитого. Чужие горе и радость, к которым я прикасалась, и очень много работы, принесшей деньги, но не удовлетворение. Но собственно получила, что заказывала. Бед у меня, к счастью, не было, мои близкие живы и здоровы. За музыкой и шутками я даже не попросила ничего под бой курантов . Так что как Бог пошлет, так и будет. Московская рождественская пихта )))
Утром в постели любят нежиться не только дети. Поэтому стоит встать, чтобы попить кофе, как...
В этом году на Новый год в Москве часть музеев была открыта для бесплатного посещения, а еще организовали 35 ярмарок во всех округах города. И была замечательная программа в Московском зоопарке. Как обычно, мест, где хотелось побывать намного больше, чем там, где мы побывали. Эти новогодние праздники были у нас театральными. Крестная купила билеты в Театриум Терезы Дуровой и во МХАТ. Так что 2 января мы смотрели мюзикл "Двенадцать месяцев". Перед спектаклем и в антракте с детьми общался Дед Мороз, Снегурочка и заяц с зайчихой. В начале сразу было объявлено, что фотографировать можно, но без вспышки. Мюзикл откровенно красивый, да и живой оркестр в яме очень порадовал.
После мюзикла мы отправились смотреть Москву. Точнее, Красную площадь. Столько раз ездили, а дочка ее еще и не видела. Да и я не была на ней в Новогоднюю пору.
В центре площади гуляла ярмарка ГУМа и каток. На каток, мы, конечно, не пошли, а по ярмарке прошлись.
Уставшая от впечатлений и хождений доча запросилась домой. На следующий день у нас были билеты во МХАТ.
МХАТ. Подруга купила нам билеты на "Синюю птицу" и "Сокровища Петера". Метерлинка я не читала, а то, что видела по телевизору оставило у меня чувство недоумения. Короче, это явно не самая любимая мной сказка. Но дочке понравилась очень. В полной редакции вещь вероятно действительно чудесная, в сокращенной открывается меньше. в спектакле не было показано путешествие в будущее, посещение сада блаженств. Сразу после царства Ночи дети вернулись домой. В полной редакции "Синяя птица" - настоящая рождественская история об истинных ценностях, о победе над страхом, о понимании значимости семьи, о любви и верности. "Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть" (с)
фото из интернета:
Содержание спектакля /много текста/: [Spoiler (click to open)]"Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлечённые звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зелёном платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы. Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит Берилюна и даёт Тильтилю зелёную шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстаёт в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пёс и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пёс, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Моё маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнём. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обёртку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздаётся сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пёс и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей. Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пёс яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится чёрной. Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности - приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остаётся только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочерёдно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля - все, кроме Пса, - в испуге прячутся. Тильтиль и Пёс, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад - сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовёт своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают - дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня. ... (часть пьесы не показана, полное краткое содержание )
У ограды с зелёной калиткой - Тильтиль не сразу узнает родной дом - дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку...» - говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пёс порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьёт восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми. Хижина дровосека волшебно преобразилась - все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке - девочка нездорова, не встаёт, доктор говорит - нервы... Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдаёт клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, - хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздаётся стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем...»
"Сокровища Петера" - это сказка на основе произведения Гауфа "Холодное сердце" Спектакль очень сильный. Правда, к известной мне версии было добавлено несколько христианских штрихов. Не знаю оригинальная ли это трактовка, измененная советской цензурой, или современное прочтение, но сказка ничуть не стала хуже. Моих фото нет, выкладываю взятые из сети:
В сквере, между метро и МХАТом, детский городок и ярмарки. Сначала доча зависла в детском городке. Я совершенно искренне завидую москвичам с их индивидуальными детскими площадками. Конечно, у нас хорошие лазилки. И главное, что они есть. Но так приятно, что дева может играть в сказочных избушках и замках, а не в однотипных металлоконструкциях.
Прямо рядом с МХАТом "Бублик" Ксюши Собчак. А чуть дальше вот такой старинный дом, праздничный даже на фоне серого неба, голых деревьев и отсутствия снега.
Мое знакомство с рождественскими московскими ярмарками началось отсюда:
Через дорогу находилась "Сладкая ярмарка". И вот там было детское раздолье, зависли мы там надолго и приходили потом еще два раза. 5 января после МХАТа, 6 - прицельно на мастер-класс и погулять. На переднем плане домик, в котором проводились бесплатные мастер-классы для детей. Визажисты рисовали на доче оленя, ее учили делать птицку из марципана и расписывать печенье. Организаторы и родителей привлекали к росписи печенек, так что порисовать мог каждый не зависимо от возраста. Туда же заходили Дед Мороз и Снегурочка, детей поздравить, конфетами за стихи наградить.
На многия ярмарках были рождественские ясли. А на этой - вольер с северными оленями.
На каждой ярмарке в паспорт рождественских ярмарок ставили печать. Пройдя 13 ярмарок можно было получить подарок-сувенир. Но мы гуляли для удовольствия и целью получить подарок не ставили. Все развлечения были бесплатными, поэтому увести ребенка можно было только на следующую ярмарку, находившуюся через дорогу. Венская ярмарка. Прямо за памятником Пушкину начиналась очередная ярмарка. На ней детей катали на каруселях и пони. За бесплатных пони спасибо Промсвязьбанку, а карусели бесплатными были почти везде. А еще можно было покормить сеном ослика и пообнимать его.
Мастер-классы тоже были, что-то вроде лепки из пластилина и рисования. Так что еще и туда я дочу не повела. Ночью мы, к сожалению, на Пушкинскую не ходили - угуливались за день. Уверена, что это очень красиво.
А вот по центру я сама в один из вечеров прошлась. Посмотрела часть 3-D шоу "Сны Москвы", пообнималась с олимпийским мишкой из моего детства, порадовалась Дедам Морозам и Снегурочкам, послушала барабанщика, побродила по скверу.
Вместо рождественского вертепа мы в этом году пошли на на литовскую сказку «Эгле - королева ужей», показанную в Лит.музее в рамках фестиваля вертепов "Рождественские сказки", театром «Stalo Teatras» /о вильнюсском "Настольном театре"/. Пока детки собирались, те, кто пришли раньше, раскрашивали, делали по шаблонам ангелов и елочные игрушки. Потом была рождественская вводная - зимние загадки, традиционный вертеп, немного рассказа о том, как в разных странах называют Деда Мороза.
"Эгле - королева ужей" - народная литовская сказка, рассказанная с минимумом декораций и реквизита, но от этого не менее пронзительной. От оригинальной версии спектакля на литовском есть два эпизода на ЮТУБе.
Мы слушали русскоязычный вариант. По этой старинной сказке, оказывается существует даже старый советский фильм 1981 года. Правда только с русскими субтитрами. Печальная история Эгле, жены короля ужей и ее детей, рассказанная и спетая под скрипку без традиционного happy endа. [Краткое содержание сказки:]В рубашку Эгле - младшей дочери рыбака, во время купания вполз уж. И не отдал ей одежду, пока девушка не пообещала выйти за него замуж. Родители пытались обмануть сватов, но в конце концов отдали дочь. Принц озера явился Эгле прекрасным юношей и увел ее в свое царство. Прожив с ним в любви девять лет и родив трех детей Эгле затосковала по родительской семье и захотела увидеть их. Выполнив три задания мужа с помощью няни, она получила разрешение. Перед уходом Змий научил как его звать и предупредил жену и детей никому этой тайны не выдавать. Родители и братья с сестрами были рады сестре, они попытались уговорить ее остаться, но Эгле не согласилась. Тогда они стали пытать у детей как вызвать на берег отца. Старшие сыновья не выдали отцовской тайны, младшая дочка испугалась наказаний и рассказала заговор. Братья Эгле вызвали Змея на берег и зарубили косами. Эгле почувствовала беду, собрала детей и в тот же день пришла к озеру. Но волны окрасились в кровь. Не желая возвращаться и жить с убийцами под одной крышей, Элге заклинает прорасти детей деревьями, и сама становится елью. Нет живой воды в этой сказке. И не очнется любимый друг от слез жены и детей. "Мне же подняться в зеленом уборе, Елью угрюмою, елью ветвистою, - Вечно ронять мне в сумрачном горе Слезы прозрачные, слезы смолистые..." Пока я смахивала слезы после спектакля, доча уже осматривала музей.
А потом мы пошли вниз, прогуляться напоследок по Москве. И, конечно, попали на ярмарки. Вот такие они, рождественские московские ярмарки вечером: