Пресытившись смешными историями про драконят, ведьмочек, вампиров и т.д. переключилась на романы. Я давно планировала почитать «Одиночество в сети», слишком на слуху название. Тут как-то все совпало. Сначала мне понравилось. Даже весьма. Я прониклась оптимизмом со второй строчки: «С одиннадцатой платформы при четвертом пути железнодорожной станции Берлин-Лихтенберг бросается под поезд больше всего самоубийц». И кроме того, после Клюева я была под впечатлением языка, и мне казалось, что содержание уже может и не быть главным… Может, но не в этой книге ))) Книга, написанная про общение по аське, удивительно меня улыбнула.
Потому что если в самом начале она местами откликалась мне и казалась такой прелестной сказочкой про невероятно обаятельного, чуткого и нежного мужчину, с которым можно читать одну книгу на двоих, под свечи, находясь в разных городах или странах, то в какой-то момент просто возникло ощущение фальши. Не может такой женственный мужчина быть надежным. Что все эти розы, грезы, слезы - очень красиво, и совершенно оторвано от реальности. Наверное, я очень циничная, и к трубадурам, распевающим под балконом для прекрасной дамы, отношусь как к прекрасному дополнению вечера, когда можно посмотреть на звезды, ожидая мужа, загоняющего вепря на охоте и проникнуться прелестью серенад. Даже можно дать поцеловать запястье, но не больше ) Трубадуры так мило поют про вечную и бессмертную любовь, и иногда так сладко окунутся в грезы. А потом радостно кинуться навстречу мужу, забыв про певца. Просто потому, что у таких историй не бывает продолжения "и они жили долго и счастливо". Потому что, такие романтические герои любят не женщину, а саму романтическую ситуацию. И себя в ней. И им нужна прекрасная дама, недоступная, лучше как и по сюжету - чужая жена, которой они бы приносили цветы, посвящали песни, на которую молились бы, но вот верить в то, что эта чувственная нежность продлится, перестав быть запретной, не стоит. Так не бывает в жизни. И так не случилось в книге. С позиции Якоба ситуация показана странной и неправильной. ОНА выбрала нечуткого мужа, предпочла его такой любви. ОН простил, но не забыл, писал ей каждый день письма. И чуть не умер. Но не умер, потому что ОН - ангел и должен жить ) ОН спас в своей жизни двух людей и осчастливил ЕЕ. Наполнил собой.
В виртуальном общении есть свое очарование. Очарование интимной близости, которую может дать лишь полная анонимность. Когда можно поделится любой мыслью, любым чувством, быть не тем, кто ты есть, а тем, кем сейчас хотел бы казаться. Наверное, это тоже наркотик, но для души. Для того, чтобы быть смелым в реале нужно действовать, в виртуале достаточно описывать свои переживания. Они могут быть невероятно яркими, насыщенными, ничем особым не проявляясь в окружающем мире. Мельчайших внешних событий достаточно для того, чтобы превратить их в ураган чувств. И вот его собеседница уже плывет по этому морю, впечатленная его трагическим прошлым и невиданной душевной чуткостью. Забавней всего, что ОН - герой столь любимой многими книги - полная пустышка. Наверное, наиболее точно его характеризовали бы слова, приписанные другому герою книги, которые вроде бы ни к селу, ни к месту в этом персонаже: «он талантливо манипулировал женщинами с тех пор как заметил, что сильней всего они привязываются к мужчинам, которые умеют слушать, выказывать нежность и смешить». Конечно, ОН не мог быть обычным. ОН исключительный. Его приглашают на конгрессы, он исследует гены, любит классическую музыку и знает наизусть огромное количество стихов о любви. Стихи и любовь - главные его ценности, потому что в жизни обычных мужчин есть дело. Или ДЕЛО. И место женщины - второе по ценности. Как бы это не огорчало женщин. И как бы не огорчало героиню книги. Мужчине нужно добиваться признания, самоутверждаться в мужском мире, но наш герой начисто лишен бойцовских качеств. Он похож на печального Пьеро, с той разницей, что вместо скрипки у него модель гена.
То, что ОН не в состоянии сам принять ни одного важного решения и все, что происходит с ним либо случайность, либо чужие выборы, заметно лишь если не проникаться очарованием этого безусловно чудесного мужчины. Совершенно случайно ОН не стал наркоманом, а включился в борьбу за жизнь ребенка. Совершенно неожиданно стал важнейшим человеком в жизни разочаровавшейся в супружестве героини. Была, конечно, Наталья, в которой ОН участвовал. Совершенно нереальная, просто потому, что первая любовь ТАКОГО мужчины не может быть обычной. Она была ущербной и одновременно удивительной. Что бы Якоб делал рядом с не ущербной женщиной спрашивать, полагаю, не стоит ))) В их отношениях было много написанных слов. Интересно, почему она была глухонемая… Не удивлюсь, если где-то в анамнезе автора фигурировал логоневроз. И совершенно естественно, что он пережил Большое Горе. В жизни столь неординарного мужчины просто не могло быть обычных расставаний. Обычных отношений. Они исключительно возвышенные и трагичные. Или любовь до гроба. Ее, естественно. Или тантрический секс, в котором его сперма - исключительно культовая субстанция. Вершиной самолюбования было крушение самолета. Кто не мечтал в детстве в минуты обиды о «вот меня не будет, и они пожалеют»? ))) И вот нашего героя и не было. Целых несколько минут. И ОНА смогла понять, прочувствовать, как ОН важен, дорог ей. И это вышло совершенно непреднамеренно с ЕГО стороны. Нет, что вы, никогда ОН не опечалил бы ЕЕ намеренно, это лишь случай, что он остался жив. Удивительное везение.
Несколько лет назад я с огорчением смотрела ОЧГМ, удивленная тем, как далеки его герои от классических мужских типажей. Потом читала и смотрела Гришковца. Якоб той же породы, этакий герой нашего времени, запутавшийся в своих связях, экзистенциальных кризисах и красивых словах. Готовый писать каждый день по письму оставившей его женщине, но не способный жить в реале, с той, кого любит сердце его. Потому что жаждет мечты. А «каждый день огонь бывает только у пожарных». Или в качественном неврозе ))) А женщины, даже если приняли серенады трубадура за любовь, достаточно быстро просекают, что кроме песен и пожара чувств ничего им не светит.