Литературное описание

Jun 19, 2019 18:37

Текст взят из группы «Бета-ридеры - помощники сочинителей», обсуждение «Литературное описание». Текст выложен с разрешения администратора группы.

Дарья Кошевая
Об описаниях
Проводя конкурс на лучшее описание, мы столкнулись с тем, что многие авторы путают описание и повествование. Поэтому была подготовлена эта статья. Положу ее еще и сюда, вдруг кому-то окажется полезной.
Давайте попробуем разобраться.
Многие путают описание и повествование. А между тем, их очень просто отличить друг от друга.
Повествованием называется рассказ о событиях жизни героя, его мыслях, чувствах, поступках. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования - знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил» Переход от повествования к описанию легко заметить: рассказ о событиях замедляется, автор останавливается на каком-нибудь предмете или явлении и начинает перечислять его признаки, т. е. описывать.
Подобно тому как живописец красками рисует картину, поэт или прозаик, пользуясь словом, так описывает природу, что создаёт в нашем воображении яркий, живой пейзаж.
Пейзаж часто бывает связан с переживаниями героя, с его мыслями и чувствами.
Например, в рассказе «Муму» картиной летней ночи Тургенев особенно выразительно передаёт чувство радости, охватившее Герасима, когда он вырвался из города. По дороге в деревню, среди полей, напоённых запахом поспевающей ржи, ощущая ласковый ветер и любуясь звёздами, Герасим чувствует себя сильным и бодрым. Он выступал, «как лев», говорит про него писатель.
Описывать можно не только природу, но и людей, их вещи, обстановку, которая их окружает. Описание наружности человека называется портретом.
В «Разведке Метелицы» (отрывок из повести А. А. Фадеева «Разгром») писатель так описывает пастушонка при первой встрече с Метелицей: «У костра, вытаращив глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую приподняв, точно защищаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка. Он был в лаптях, в изорванных штанишках, в длинном, не по росту, пиджаке, обёрнутом вокруг тела и подпоясанном пенькой».
акое описание помогает нам увидеть, что мальчик был маленький, бедный; понять, что он чувствовал себя виноватым и испугался за хозяйских коней, от которых отошёл к костру, чтобы испечь себе картошку.
Примеры описания вещей и обстановки, окружающих героев, мы встречаем у Пушкина (усадьба Троекурова и Дубровского), найдём у Гоголя (светлица Тараса Бульбы).
Разумеется, стиль описания бывает разный. Сравните:
Деловое описание: Болонка Пушок - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом.
Художественное описание: Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.
Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками. У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.
Итак, описание - один из самых распространённых компонентов авторской речи. В логическом плане описать явление - значит перечислить его признаки.
Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 - общее назначение (функция) предмета; 2 - его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа.
Барсук - это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной [общее описание]. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями [составные части и их характеристика]. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны [назначение части].
Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.
При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.
Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания: сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.

мысли вслух, книжечки, найдено в инете

Previous post Next post
Up