Ссылки на обсуждения по бета-ридингу:
https://vk.com/beta_read Это ссылка на группу в контакте. Кто зарегистрирован, может выйти напрямую, а так я постараюсь выдрать оттуда наиболее интересные и полезные темы.
http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?p=977996 (небольшое обсуждение на ЭКСМО, разные взгляды на бета-ридинг.
https://www.proza.ru/2013/12/17/1632 Что делают/не делают бета-ридеры. Одно из мнений.
http://tvoya1kniga.ru/beta-rider-kto-eto Здесь инфы немного, просто некоторые дополнения.
http://бета-ридер.рф/cms/vetrov.htm Здесь интервью с бетами, некоторые практические моменты общения автора и беты
http://www.kokina.ru/art2012-03.htm Другое интервью с ними же.
http://tvoya1kniga.ru/beta-rideryi-tarasova-i-tank Страничка этих бета-ридеров.
https://vk.com/beta_tt их же страничка в контакте.
https://writercenter.ru/library/kritika/statya/beta-rider---supergeroy-avtora/355530.html Небольшая заметка с расшифровкой терминов, в том числе и о бета-ридинге. Полезна к ознакомлению как словарик, также есть ещё несколько ссылок на статьи, я пока не смотрела, но лишними не будут, советую глянуть.
https://writercenter.ru/library/kritika/statya/beta-rider---supergeroy-avtora/356170.html Вот это статья не о ридинге, а о рецензиях. Советую прочитать очень внимательно, это помогает понять, чего опытный рецензент не должен делать ни в коем случае. И без разницы, кто он - сотрудник местной газеты или крупного издательства. Он пишет на вашу работу рецензию, а не писульку в блоге-междусобойчике.
https://sovuseka.livejournal.com/8387.html Эту сводку возможных вопросов для бета-ридеров я делала год назад, несколько спорные пункты, но дают представление о том, чего обычно ждут от ридеров.
https://peroman.blogspot.com/2012/10/blog-post_18.html Интересная статья о том, как редакторы/ридеры воспринимают некоторых писателей. Да и сам сайт довольно забавный. Хотя, кажется, у автора некоторое высокомерие просматривается.
http://beta-reader.ru это страница именно по договорам с бета-ридерами, возможно, и потребуется.
Цитата по терминологии. Ссылку не даю, сама страница почти пустышка по информативности:
На сайтах, посвященных подбору фрилансеров ‑ большое число объявлений от бета-ридеров и авторов, нуждающихся в их услугах. Любопытно, что многие авторы ищут не только бета-ридера, но и просто бету, продвинутую бету или даже гамму. Кто это и чем они отличаются друг от друга?
Дело в том, что есть еще одна классификация специалистов по оценке текста, позаимствованная из фанфикшена: в соответствии с ней понятие бета-ридер отсутствует, но зато есть деление на альфу, бету, продвинутую бету и гамму.
Альфа - автор рукописи. Бета - аналог корректора, оценивающий грамотность текста. Продвинутая бета - корректор с функциями литературного редактора. Гамма - тот же бета-ридер, то есть профессиональный читатель, задача которого выявить логические сбои и сюжетные ляпы.
На наш взгляд, это обилие названий - элемент игры в профессиональную редактуру. Поскольку совершенно не важно, как называться: альфа/бета/гамма или автор/профессиональный читатель/литературный редактор/корректор - главное, чтобы дело было сделано, а именно - рукопись вычитана так, чтобы ее было не стыдно показать издателю.
Ну и напоследок моё личное мнение.
Заинтересовалась я ридингом, когда дописывала «Параллельщиков». Читали их тогда, кроме меня, только два друга - они единственные из знакомых знают, что я делаю, так спокойнее, нет давления со стороны родных, да и объяснять, «почему штора синяя» никому не нужно. Но отзывы, пусть и критичные, людей, смотрящих на мир так же, ка и я, не могут быть достаточно объективными. В интервью Громыко я зацепилась за слово «бета-ридер», и полезла искать, что это такое. Результат поисков - вот эти ссылки (были ещё несколько, но они потерялись).
Ридинг разделяется на любительский бесплатный и профессиональный платный. Я попробовала только бесплатный, и не советую этот вариант, если вы пишете. Потому что бесплатные не откликаются. Совсем. Откликнулся один, который намеренно с первой строчки стал ругать всё, говорить, что знает, как надо писать, и всё плохо, надо всё переписывать заново. При этом оказалось, что он сам никогда и нигде не публиковался, особенностей вычитки не знает, но хочет быть не бетой, а редактором-корректором-соавтором в одном флаконе. И писать «модный» текст. Распрощались мы с ним быстро, напоследок он ещё и нахамил.
Платные берут по-разному. Некоторые меньше, некоторые астрономические суммы. Качество работы от цены не зависит. Одна девица поставила у себя в контакте цену, кажется, 5 тысяч за авторский, но уровень её «профессионализма» не больше, чем у моего бесплатного хама. Я смотрела её страничку, забавная личность, замахнулась на то, чего не может в принципе.
Есть нормальные ридеры. Видела в группе в контакте, ссылку на которую дала первой. Люди в группе стараются контролировать процесс, защитить одновременно и автора и ридера, работать ответственно. Сейчас ещё не смотрела, но год назад была очень жёсткая шкала требований к профессионализму ридеров, банили и писателей.
Я ридеров не нашла, выложила текст на СИ без такой вычитки. И пришла к выводу, что беты и нужны, и не нужны. Нужны, потому что это взгляд со стороны, непредвзятый и критичный. Главное, чтобы не враждебный. Если ты начинаешь писать, тебе нужно мнение посторонних, и ты не хочешь выкладывать написанное на открытые площадки вроде Самиздата или Прозы, ридеры желательны. Они были всегда, ведь и античные авторы читали свои черновики знакомым (про Вергилия я это точно встречала - читал другим поэтам в кружке). Читали знакомым и друзьям и наши классики. Не всегда удачно, достаточно вспомнить второй том «Мёртвых душ» Гоголя. Но отзывы, критика и уточнения необходимы всегда. И поэтому ридеры нужны.
И в то же время не нужны. Когда у вас уже есть достаточный круг не то чтобы почитателей, но интересующихся вашим творчеством и не воинственных людей, и вы знаете, что можете дать им почитать написанное и получить сразу несколько разных отзывов, а потом вывести «среднее арифметическое» - ридеры-профессионалы уже не нужны. И когда вы твёрдо уверены в своей способности писать оригинально, умеете работать с информацией, искать сведения по множеству самых разных тем, завязывать в узелки нити сюжетов, так, чтобы они не оставались оборванными, профессиональный ридер не нужен.
Но когда вы этого не умеете; когда вы только начинаете; когда на писательском форуме на который вы выбрались за помощью, завсегдатаи обсуждают, какую книгу они напишут когда-нибудь потом, и ругают всех новичков; когда вы живёте в провинции, и если в пределах досягаемости и есть писатели, то с них песок уже перестал сыпаться, настолько они стары (не в обиду им, но всё же литература семидесятилетней давности отличается от современной, а они уже не поспевают за миром, часто не понимая даже современных официальных терминов) - тогда ридер бывает нужен. Как отстранённый критик, со стороны оценивающий вашу работу, и не переходящий на личности. Это первый читатель, причём читатель профессиональный (в идеале) и внимательный.
В общем, ридеры начинающим писателям могут быть нужны. Проблема лишь в том, что у начинающих писателей может не быть денег. Но это другой вопрос.
А я пока решила писать сама. Просто потому, что моя тема не столь популярна, и взгляд со стороны получить мне сложнее.