УЖОСЫ СИАНИЗМА 145

Jul 17, 2012 14:42

На просторах энторнетов нашлась статья Юрия Векслера "По техническим причинам". В тексте речь о роли евреев в американской музыке, в основном - в джазе. И не только в Америке. В общем: многа букв, много ютубов, у кого есть время и охота - рекомендую, довольно интересно.

"По техническим причинам"

От перемещения еврея в пространстве многое меняется. Леонид Утесов, cоздавший свой теа-джаз в 1929 г., в одной из программ в шутку утверждал, что джаз был занесен в Америку веселыми одесситами еще в ХIХ в. Конечно, джаз как способ импровизации, был создан в основном черными американцами, но... Недавно при подготовке программы "Евреи в джазе" с Борисом Фрумкиным я впервые увидел список с сотнями имен американских музыкантов еврейского происхождения, композиторов и авторов текстов, тех, чьи темы входят в число "вечнозеленых", то есть, вечных мелодий и являются джазовыми стандартами....

И перед моим воображением вдруг предстал большой звучащий сад плодов еврейской эмиграции из России. Ведь многие из тех, чьей музыкой восхищались, восхищаются и будут восхищаться миллионы людей, были когда-то детьми, ро-дившимися в семьях еврейских эмигрантов из России.

То, что становление джаза, мюзикла, шоу-бизнеса совпало по времени с пиком еврейской эмиграции из России в США, наверное, случайность. Не случайность - столь мощное участие эмигрантских талантов в этом процессе. В своем эссе "Планета кочевников" известный немецкий историк Карл Шлегель приходит к выводу, что современный мир вообще не может развиваться без "новых rочевников", людей, которые отваживаются шагнуть в чужой мир с желанием, волей и надеждой в нем самоутвердиться. Первым из российских евреев звездой американского шоу-бизнеса стал сын кантора певец и конферансье Эл Джолсон -

image Click to view



Он умер в 1950 г., но его считали и продолжают считать своим кумиром многие звезды, начиная с Элвиса Пресли и кончая Майклом Джексоном и Миком Джеггером. Известно, что стиль пения Джолсона повлиял на его молодых современников Фрэнка Синатру и Бинга Кросби. Если продолжить список евреев, поющих не в синагоге и не в опере, то из более поздних времен следует назвать Боба Дилана, Саймона и Гарфункеля -

image Click to view



Билли Джоэла -

image Click to view



и, конечно же, Барбру Стрейзанд -

image Click to view



Из инструменталистов ни с кем не спутаешь автора знаменитейшей темы "Take five," саксофониста Пола Дезмонда, из квартета Дэйва Брубека -

image Click to view



Дезмонд, родившийся как Поль Эмиль Брайтенфельд, выбрал себе псевдоним, ткнув пальцем в телефонную книгу. Это было в начале 60-х гг. А еще раньше, в довоенные годы, в Америке гремели имена "наших" Арти Шо -

image Click to view



и Бенни Гудмена -

image Click to view



- лучших свинговых кларнетистов и руководителей джаз-бэндов, запечатленных в дружеском шарже вместе с такими же титанами Дюком Эллингтоном, Каунтом Бейси и Гленном Миллером.

Все они вместе, евреи и неевреи, создавали американскую музыку и ее особую фирменную американскую отрасль и гордость - джаз. Сюжет жизни Арти Шо, родившегося как Артур Якоб Аршавский, полон неожиданных поворотов. Шо руководил созданными им девятью оркестрами, был восемь раз женат и дожил до 94 лет. Последние 50 лет из них, отойдя от джаза, он прожил на заработанные ранее деньги и занимался литературным творчеством.

"Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, только ее аранжируем" - эту фразу приписывают Глинке. В СССР это высказывание шутники из Союза композиторов, правда, укорачивали до: "Народ сочиняет музыку, а мы -- композиторы!". Так вот, если все-таки народ сочиняет, то уж тут наш народ постарался по обе стороны океана. В СССР лидером, вне сомнения, был
Дунаевский, но рядом с ним была плеяда прекрасных мелодистов:
Фрадкин -

image Click to view



и Френкель -

image Click to view



Жарковский и Кац -

image Click to view



Фельцман -

image Click to view



и братья Покрасс -

image Click to view



Конечно, в здание советской легкой музыки вложили свои кирпичи и многие замечательные русские авторы - Хренников, Соловьев-Седой,Богословский, Мокроусов и другие.

И музыка США, конечно же, непредставима без Армстронга, Эллингтона и многих других, но вот из первой десятки лучших, самых успешных композиторов Бродвея только Кол Портер не был евреем. На Бродвее чаще всего звучали- одна другой лучше - мелодии, сочиненные детьми и внуками эмигрантов из России: сыном шойхета из Могилева Ирвингом Берлином -

image Click to view



image Click to view



сыном инженера-оружейника из Петербурга Джорджем Гершвином

image Click to view



сыном кантора Харольдом Арленом, а также Ричардом Роджерсом -

image Click to view



и (Звуки музыки"), Леонардом Бернстайном ("Вестсайдская история") -

image Click to view



а позднее -Джоном Кандером ("Кабаре" и "Чикаго") -

image Click to view



image Click to view


Джерри Боком ("Скрипач на крыше") - и многими другими.

Про прожившего 101 год Ирвинга Берлина другой прекрасный композитoр еврейского происхождения Джером Керн (его родители из Германии) сказал: "Нельзя говорить ни о каком месте Берлина в американской музыке, потому что он и есть американская музыка". Детство Ирвинг Берлин провел в Тюмени. Кто знает, может быть, в стихах и
мелодии его "Белого Рождества" - самого популярного американского рождественского шлягера, сочиненного евреем, отразились его детские впечатления о сибирской зиме?.. История композиторов-евреев в американском шоу-бизнесе изобилует примерами искреннего восхищениями друг другом, дружбой, реальной поддержкой и помощью старших младшим, например, Керна - Берлину, Берлина - Гершвину. Триумф премьеры

"Рапсодии в стиле блюз" -12 февраля 1924 г. стал самой знаменательной датой как в биографии Гершвина, так и в истории музыки вообще. В зале в первых рядах можно было видеть и Рахманинова, и Стравинскго, и Хейфеца, а еще Цимбалиста, Стоковского и Кусевицкого. Эмигрант из России, выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий, консультировавший Гершвина, сыграл свою особо важную роль в становлении американской музыки на посту руководителя Бостонского филармонического оркестра. А еще он был учителем дирижирования Леонарда Бернстайна....

...я думал назвать свои заметки "Плоды перемещения". И в этом смысле уникальна драматическая история родившегося и умершего в Берлине Эдди Рознера, того самого, которого многие из нас видели на советской эстраде. Распорядись судьба иначе, он вполне мог бы стать равным в компании Эллингтона, Гудмена, Шо, Миллера и Бейси. Рознер окончил в Берлине консерваторию по классу скрипки, но знаменитым в Европе стал, играя на трубе. С приходом Гитлера к власти Рознер, которого родители назвали Адольфом, стал Эдди и бежал в Польшу, гражданином которой он был.. Там, в Варшаве, Рознер
собрал свой первый джаз-оркестр, успешно гастролировал по Европе. Американская фирма грамзаписи Columbia записала с оркестром Рознера в 1938 г. в Париже несколько пластинок, в том числе и с классной аранжировкой "Бай мир бист душейн".

Тогда же на гастролях по Европе Рознер встретился и познакомился с Луи Армстронгом, который подарил ему свою фотографию, надписав ее "Белому Армстронгу". Рознер, что называется,нашелся с ответом и подарил Луи свою фотографию с надписью "Черному Рознеру". После раздела Польши Рознер стал советским гражданином. Это спасло его от Гитлера, но, когда он после войны захотел вернуться на родину, в Берлин, от Сталина ему спастись не удалось. Вместо Берлина Рознер угодил в Магадан. Oн вернулся оттуда через семь лет, уже после смерти диктатора, и создал свой новый оркестр. За годы жизни в СССР Рознер так и не смог перековаться и стать советским, его продолжало тянуть обратно, в родной Берлин. В конечном итоге стареющего Рознера отпустили, вычеркнув его имя, откуда только было можно, и в 1972 г.он приехал в Западный Берлин, где прожил свои последние четыре года. В архиве Радио "Свобода" отыскалась запись, засвидетельствовавшая вторую (заочную) встречу Рознера с Армстронгом, о которой оба они не догадывались. Луи в 1958 г. пригласили в студию Радио "Свобода" в Нью-Йорке и проиграли eму песенки из только что вышедшей тогда кинокомедии "Карнавальная ночь". Слушая песенку "Пять минут" в исполнении Людмилы Гурченко под оркестр Эдди Рознера, Луи
Армстронг неожиданно достал трубу и начал подыгрывать. Слава Богу, кто-то догадался нажать на кнопку "запись". Михаил Жванецкий как-то обратил внимание на то, что хотя среди других народов евреи всегда в меньшинстве, но вот почему-то в физике они вдруг оказываются в большинстве, в шахматах - они тоже в большинстве, в музыке они опять в большинстве и т.д. Объяснить эти прекрасные магнитные аномалии, которые притягивают евреев туда или сюда, трудно. Предлагаю в заключение два шутливых ответа на еврейский вопрос "что вдруг?": Евреи - народ древней культуры. Но они очень расссеяны. Буквально по всему миру.. И, видимо, по рассеянности они часто обогащают культуры других народов. В начале перестройки знаменитому историку культуры Юрию Лотману во время публичного выступления из зала пришла записка. Он зачитал ее вслух: "Скажите, почему в Библии речь всё время идет исключительно о евреях, а о русских не говорится ни слова?". Лотман выдержал паузу и ответил, откладывая записку в сторону: "По техническим причинам".

Юрий ВЕКСЛЕР

ужосы сианизма, интернет, музон, youtube

Previous post Next post
Up