После долгого перерыва стоит всё-таки добить эстонскую серию. Последнее обозреваемое здание:
Национальная библиотека
Архитектор: Райне Карп
Адрес: Таллин, Tõnismägi, 2
Годы строительства: 1984 - 1992
National Library
Architect: Raine Karp
Address: 2 Tõnismägi, Tallinn
Construction: 1984 - 1992
Библиотека находится неподалёку от самого сердца Таллина, - крепости Тоомпеа, что отчётливо отпечаталось в её весьма и весьма постмодернистской архитектуре. По меркам города здание просто-таки исполинского размера, по ощущениям - на втором месте сразу после Горхолла, также спроектированным Райне Карпом. Видимо, Райне был главным специалистом по стройкам реально национального масштаба. Вообще, его архитектуру ни с чем не перепутать, везде находятся характерные приёмы: повсеместное использование облицовочного плитняка в сочетании с древесиной, вдумчивая игра с историческими мотивами, рубленность форм. Все его здания прямо-таки стремятся стать средневековыми крепостями. Даже если это маленький дом на одну семью.
В качестве доказательства приведём примеры:
Бывшее здание Главпочтампта (в наши дни - Торговый центр), 1980
Источник Бывший дом политпросвещения (в наши - культурный центр), 1985. Частично демонтирован.
Источник Частный дом в Таллине, найденный на просторах сети, 1988
Ну и Горхолл, 1980. О котором есть отдельный
пост.
Теперь - собственно, к библиотеке.
Уже издалека становится понятен нешуточный масштаб.
Еле лезет в объектив. Библиотека представляет собой огромную квадратную в плане ступенчатую пирамиду. На главном фасаде окон практически нет. Буквально бастион.
Стекло зеркальное. Это либо модные веяния позднесоветского периода, либо же модные веяния постсоветской реконструкции/реставрации. Да, даже в прибалтике находятся любители безудержного алюкобонда и цветного стекла!
В центре - роза.
Уже вторая увиденная нами роза в советской библиотечной архитектуре. Первую мы увидели в Киеве, в национальной библиотеке им. Вернадского.
Роза изнутри.
Стоит отметить, что интерьеры здания не менее интересны (а может даже интересней), чем экстерьер. Пройдя через вход, оказываешься в очень необычном пространстве вестибюля, который является по сути огромным тамбуром между миром внешним и миром внутренним, куда мы попасть не сумели. Аттракцион замечательный. Чувствуешь себя реально уютно, в противовес великой и ужасной Ленинке, где всё заставляет чувствовать себя говном.
Смотрите, как всё мило. Стульчики, шрифты.
Малые формы.
В одном крыле вестибюля организована небольшая галерея.
Старое фото вестибюля:
Источник Поднимемся на внешнюю галерею. Боковые фасады оформлены каскадом лестниц.
Внизу - проезды для авто.
В закатном солнце форма и материал смотрятся весьма выигрышно.
С этой точки можно забыть, что находишь на галерее позднесоветского здания. Обратите внимание на решение огражений.
Задний фасад.
Административный корпус. Модернизм, вырывающийся из объятий постмодернизма.
Второй боковой фасад абсолютно аналогичен.
Фактура.