Место где свет

Jan 12, 2014 17:20




Судьба не сильно баловала наши города по-настоящему захватывающей и экстравагантной архитектурой. И как правило наиболее интересные творения находятся в городах-миллионниках которые можно пересчитать акурат по пальцам одной руки. Об этом месте не пишут в путеводителях, хотя именно оно заслуживает наибольшего внимания из всего того, что можно посмотреть в Киеве.


Так случилось, что этим местом является крематорий. Ничего более необычного наверно нет во всей стране. И почему было бы не построить такое здание для более радостных общественных нужд. Например из такого крематория мог бы получится хороший дворец бракосочетаний.
Архитектором этого праздника свободы линий является Авраам Милецкий. Человек изрядно наследивший в Киеве такими сооружениями как, гостиница "Салют", гостиница "Украина", парк вечной славы. И это далеко не полный список. Также он является соавтором невзрачного киевского автовокзала на московской площади и автором проекта пейзажной аллеи. Милецкий был учеником Иосифа Каракиса. Который построил в Луганске замечательную гостиницу "Украина".

1.
Иметь в своем городе или стране нечто подобное творениям всемирно известных архитекторов все равно, что пользоваться вещью, пользоваться которой нет возможности у других. Это сооружение - часть Мемориально-погребального комплекса. Начало проекта положено в 1968 году. Крематорий возводили на существующем здесь с позапрошлого века, байковом кладбище.


2.
Как правило, крематории специально обладают аскетичным видом. Но киевский крематорий имеет качества, которые присущи интересной архитектуре. Тут и необычные формы и свобода полета мысли архитектора.

Здание залов прощания, венчающее скорбный холм, предстает как скульптура, вылепленная из железобетонных оболочек. Криволинейные очертания сводов высоких залов, концентрические кривые террас, трассы движения - все было продумано и одухотворено авторской концепцией. Собственно говоря, все это построено. Однако проект остался незавершенным.


3.
Незавершенной осталась подпорная стена справа. На ней по проекту планировалось создать огромную монументальную композицию, посвященную теме смерти, прощания и скорби. Но партийные власти Украины, распорядились замуровать начатое и залить работу художников толщей бетона. Кроме того художественно-экспертной комиссией монументально-декоративное панно признано по художественной выразительности неприемлемым. Бригады рабочих, уничтожавших рельефы - две тысячи метров в длину, четырнадцать метров в высоту, - были те же, что строили этот комплекс.

Но дело тут не столько в советской цензуре, сколько в том, что художники как утверждают некоторые искусствоведы, переборщили с оформлением стены. По их мнению декоративное оформление и без того усугубляло бы обстановку и морально давило на пришедших сюда людей. В интернете можно найти фотографии этого панно до того как его залили бетоном. Выглядит действительно ужасно.


Так, в 1982 году было завершено воплощение проекта мемориального комплекса. В будущем планируется реконструкция и достройка корпусов, а пруд под подпорной стеной, наполнить водой.


4.
Общий вид.


5.
В следующем году зданию исполнится 40 лет.


6.
Кто-то прощался с умершим, а я ходил вокруг и фотографировал. Как-то неловко получается. С одной стороны произведение архитектуры, с другой у кого-то горе. Хотя почему горе? Человек умер, отмучился. И горы с плеч. Почему бы не порадоваться за него. Тем более далеко не каждому везет уйти на тот свет в окружении достойного архитектурного пространства. Некоторым вон при жизни приходится ходить по неровным тротуарам и неблагоустроенным паркам и улицам, а тут такое.





Previous post Next post
Up