Друзья! Мы запускаем новый паблик, который будет посвящен архитектуре авангарда - раннесоветскому модернизму. Первый объект данной темы - дом Наркомфина архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса.
Автор фото здесь и далее: Richard Pare
Дом Наркомфина принято считать своеобразной звездой во плоти советского конструктивизма. За годы существования этого здания о нем было написано множество материалов, статей, заметок, устраивалось несколько выставок, однако дом по адресу Новинский бульвар, 25 на сегодняшний день выглядит как никогда печально. Хочется еще раз обратить внимание на то, какой уникальный памятник архитектуры авангарда мы с вами имеем у себя под боком. И какой памятник рискуем потерять.
Перспектива:
Фасад со стороны Новинского бульвара:
Моисей Яковлевич Гинзбург в соавторстве с Игнатием Францевичем Милинисом создали проект этого дома, строительство длилось с 1928 по 1930 год. Вообще 20-е годы - это период активной работы большого числа архитекторов в сфере разработки новых типологий жилья, нового бытового уклада и связанного с ним нового образа жизни человека. Гинзбургом в те годы был разработан целый ряд типовых жилых квартир, или, как сам он их называл, "жилячеек", которые можно было по-разному комбинировать и составлять в различные жилые корпуса. Дом Наркомфина включил в себя несколько типов таких ячеек. Основное пространство жилого корпуса занимают ячейки типа F и K. В боковых торцах дома расположились ячейки типа 2F. Второй и третий этажи дома занимают двухуровневые квартиры K, вход в которые осуществляется из общего коридора на втором этаже, Еще один общий коридор находится на 5-ом этаже, из него вход осуществляется в квартиры типа F, занимающих 4, 5 и 6 этажи. Как писал сам Моисей Гинзбург в 5 номере за 1929 год журнала СА "Никто не живет в 1-ом этаже, наихудшем для жилья". Там располагались входы в жилой корпус с лестничными клетками.
Планы 1, 5 и 6 этажей:
Разрезы:
Планы типовых ячеек K и F:
Первому этажу и его связи с окружающим парком, посреди которого и расположился дом Наркомфина было уделено особое внимание. Приведу здесь еще одну цитату Моисея Гинзбурга: "Весь жилой комплекс приподнят на 2.50 м. от земли и стоит на отдельно расположенных круглых столбах. Решение это вызвано преимущественно условиями генерального плана... При обычном решении здесь пришлось бы сделать цоколь со средней высотой не менее 1 м., для обеспечения нормальных условий для квартир первого этажа... Место, занимаемое фундаментом, в данном случае может быть использовано как продолжение сада, как крытая терраса". Впоследствии первый этаж был застроен, заколочен, и здание потеряло все ощущение воздушности, которое имело по первоначальному замыслу архитекторов.
Особым пунктом проектных изысканий была также разработка встраиваемой мебели. В квартирах появился "кухонный элемент", включавший в себя несколько шкафов для хранения посуды, мойку и небольшую плиту, раскрывался кухонный элемент при помощи стенки-ширмы. Имелись также места для хранения под лестницами. В квартирах устраивались душевые кабинки там, где площадь помещения не позволяла разместить ванную. Все эти портативные усовершенствования так эффективно работавшие на малой площади квартир, позволяли выжать максим пользы из каждого квадратного метра. В 1930 году это было подлинным новаторством. Если говорить об интерьере жилых помещений, в частности, о колористическом решении, то и здесь все тщательным образом продумывалось архитекторами. Гинзбург вел переписку с коллегами из немецкой школы Баухауз, была разработана палитра цветов специально для дома Наркомфина.
Вот так выглядел тот самый кухонный элемент:
Колористическое решение ячейки F:
У
paulkuz есть интересная
статья на тему колористического решения интерьера дома, откуда и была взята данная картинка
А теперь немного фотографий интерьеров:
На уровне плоской кровли располагался пентхаус наркома финансов Милютина: он выступил, кстати, заказчиком дома. На крышу имелся свободный доступ для всех жильцов, там был обустроен солярий, поистине магическое слово для советского гражданина.
Коммунальный блок, в котором расположились прачечная, общая кухня и ясли соединялся с жилым корпусом переходом в уровне второго этажа. Кухня, правда, закрылась уже в середине 30-х годов, в этом смысле привить новый жизненный уклад не удалось.
Вот так выглядел коммунальный блок:
Не были построены и два других корпуса, в которых должны были расположиться спортивный зал с подсобными помещениями, гараж, детский сад, библиотека. Но дом "переходного типа", как называл его Гинзбург, задуманный как жилой комплекс с переходом на новый бытовой уклад, с расширенной гибкой системой сопутствующего коммунально-бытового обслуживания все же состоялся. И стоит до сих пор, как памятник своего времени, хранящий в своих уголках атмосферу авангардной перестройки.
Есть также интересные материалы об этом доме по ссылкам:
Большая подборка современных фотографий дома Материал Архнадзора "У дома Наркомфина выстроилась очередь"