Одаренные дети и специальные условия для них. Вам нравится такая идея?

Sep 13, 2012 12:27

Ниже привожу на мой взгляд интересную статью, в которой автор поясняет, почему упор на образование для одарённых детей плохо. Ещё раз обращаю внимание на слово «упор», т.е. об отказе от существущей системе спецшкол речи не идёт.

К списку причин, почему этого делать не надо, следует прибавить ещё одну. То, что считается выдающимся достижением в 10 лет, перестаёт таковым быть в 30. Не потому что дарование куда-то исчезает, но потому, что за особый талант часто принимают лишь ускоренное развитие. От того, что ребёнок стал говорить на полгода раньше своих сверстников, ничего не меняется. Или в 5 классе был выше одноклассников.

И по поводу элитарности, на которую указывает автор статьи. Когда я был школьником, прошёл школьную и районную олимпиаду по биологии. Попал на городскую. Готовился. А когда приехал, то разочаровался. Во-первых, огромное количество школьников посадили в актовый зал. Т.е. никаких столов - пиши на коленке. Точнее, в креслах были выдвижные столики, но из-за древности кресел они либо не выдвигались, либо отсутствовали. Воспользоваться ими смогли лишь отдельные счастливчики. Во-вторых, когда мы заходили в зал, многие обратили внимание, на небольшую комнату рядом. Там были и столы, и бумага, и ручки, и даже корректоры. На вопрос кто же те счастливчики, сидящие в этой комнате, нам пояснили, что это учащиеся спецшкол и профильных классов, и они идут на общероссискую олимпиаду. После этого я понял, что как спортивная олимпида, так и умственная в первую очередь является соревнованием суровых профессиорналов, подготавливаемых именно к этим соревнованиям. Когда я поступил в институт, то узнал программу подготовки участников международной олимпиады по математике для старшеклассников. Я был удивлён. Зачем одинадцатикласснику вбивают в голову первый курс высшей математики?! Ну, освоит он этот курс на год раньше остальных, и что дальше?!

Нет, конечно, спецшколы нужны, и олимпиады нужны. Это правильно и хорошо. Но это вишенка на торте, последний штрих, а не замена всеобщему качественному образованию.

Оригинал взят у vg_saveliev в Одаренные дети и специальные условия для них. Вам нравится такая идея?

По утрам завтракаю под "Эхо Москвы". Нужно, чтобы кто-нибудь рассказал новости.
Иногда попадаю на Ганапольского с Фельгингауер, кажется. Если я правильно написал фамилию.

Так вот, вчера они говорили о селекции школьников.
Вроде бы собираются в школах Москвы провести тестирование по выявлению одаренных детей.
А затем создать этим детям специальные условия для обучения. Разделив, таким образом, школьников на касты (сословия).

Ганапольский и Фельгингауер спрашивали радиослушателей, как они к этому относятся.
Во время голосования большинство (54%, кажется, по СМС и 60% с чем-то по другой голосовалке) эту идею поддержало. 
Мне стало интересно подумать об этом не вообще, а попытаться смоделировать развитие такой идеи.

Идеальный, или технократическо-утопический вариант.
Организация обучения.
Организовать раздельное обучение одаренных детей и детей средних способностей можно двумя способами.
Либо вы делаете специальные классы в каждой школе.
Либо создается спецшкола для одаренных детей.
Классы организовать будет затруднительно, потому что по одному классу каждого возраста даже из четырех классов не наберется.
Или это будет очень маленький класс. Но с маленьким классом возникнет целый ряд проблем. Технических, финансовых и общесоциальных.
Если государство пойдет на спецфинансирование  таких классов, нарушится принцип равенства граждан. Обучение одних учеников будет стоит дороже.
И неравенство в обучении будет слишком бросаться в глаза.
Это неправильно с социальной и политической точки зрения, потому что принцип равенства прав граждан нарушать нельзя.

Значит, придется создавать один спецкласс на несколько школ.
Теперь представьте себе, каково будет отношение к этому классу у других школьников.
Ботаников и так терпят с трудом. Их выручает то, что у них можно списывать.
Боюсь, детям не очень захочется учиться в таком замечательном специальном классе.
Ну и, конечно же, родители учеников из других классов будут сильно недовольны.
Почему им экскурсии, а нашим нет? Почему им такое оборудование, а нашим нет? И т.д.

Кстати, не каждый из родителей согласится, что их ребенок со средними способностями. Подумаешь, тесты!
Мне кажется, в демократическом государстве специальное обучение в принципе невозможно организовать в рамках простой школы.
Остается вариант спецшколы. Этакого нового пушкинского Лицея. Это возможно.
Никто из родителей неодаренных детей не будет себе представлять, что там происходит, как организован учебный процесс, какое используется оборудование.
Никто не будет обижен, никто не будет завидовать и требовать равенства.
Первый шаг к формированию касты сделан.

Организация карьеры.
Понятно, что потратив особые силы и средства на одаренных детей, власть не сможет их бросить. И не может дать им свободу.
Во-первых, они должны будут лишены права на эмиграцию. Потому что, хорошо поучившись, дети вырастут и уедут туда, где им будет лучше. На Запад, например.
Во-вторых, им должна быть организована карьера. Иначе невозможно. Иначе - это выброшенные деньги и зря потраченные силы.
В-третьих, карьера должна организовываться в достаточно жестких границах. Неизбежно что-нибудь типа распределения и т.п.
Может быть, все это не так плохо. И для человека, и для государства.
Но ни о каком свободном обществе говорить будет уже нельзя.

Изменение социума.
Можно предположить, что постепенно, через определенное количество времени, одаренные дети займут в обществе все наиболее важные и ответственные позиции.
В науке, в государственном и корпоративном управлении, -  везде.
И сложится два общества.
Общества свободной конкуренции для рядовых граждан.
И общество особых условий, благоприятной контролируемой социальной карьеры при ограничении свобод - для касты одаренных граждан.

Проблемы.
Во-первых, будет существовать высокое социальное напряжение в процессы выделения новой касты.
Во-вторых, станет невозможным государство, строящееся на базе либерально-демократических идей.
В-третьих, обнаружится очень важная проблема: одаренные граждане либо будут лишены нормальной семейной жизни, либо сделают все для того, чтобы распространить свои права и возможности на членов своих семей. Причем в последнем случае есть вероятность того, что общество сохранит свой кастовый характер, но вместо касты одаренных постепенно сложится каста обычной элиты.

Реальный вариант.

Спецклассы, спецшколы не смогут противиться давлению элит.
Постепенно восстановится равновесие.
Действительно одаренные дети будут разбавлены детьми элиты.
На базе спецшкол и спецклассов для одаренных сформируются обычные элитные спецшколы и спецклассы.
За деньги налогоплательщиков.
То есть если сейчас элита должна за особое образование своих детей платить, то в случае реализации идеи школ для одаренных детей, платить за это эксклюзивное образование придется всем гражданам.

Как-то так, если коротко.
А сограждане мои, похоже, до сих пор не очень хорошо понимают, в какой системе отношений они живут.
И склонны к утопических мечтаниям.
Причем каждый надеется, что именно для него утопия обернется благом.

А как вам такая идея?

образование, бедность, богатство, социальные факторы

Previous post Next post
Up