Этикетки от советских спичечных коробок, посвящённых полёту Лайки, пачка сигарет и этикетка от табака "Лайка"
3 ноября 1957 года на втором советском космическом корабле «Спутник-2» отправилась на орбиту собака Лайка - первое живое существо, покинувшее Землю и ставшее космическим путешественником. Эксперимент с Лайкой оказался очень недолгим: контейнер, в котором она находилась, перегрелся до 40 градусов уже после четырёх витков вокруг планеты, и собака погибла. Это произошло спустя 5-7 часов после взлёта, хотя она должна была прожить на орбите около недели. В любом случае, возвращение Лайки на Землю устройством космического аппарата не предусматривалось. Однако учёные получили много важной информации о полёте, которая помогла обеспечить дальнейшие безопасные полёты животных и людей. Полёт показал, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. Следующие космические странники - собаки Белка и Стрелка - уже благополучно вернулись на Землю.
Мы можем судить о популярности образа Лайки по многим изделиям той эпохи: её изображение появилось на спичечных коробках, этикетках от табака, коробках леденцов, декоративных тарелках... Стали даже выпускаться сигареты "Лайка".
А в мире вокруг полёта Лайки разгорелись шумные споры. Западная пресса и политики вмиг сделались решительными зоозащитниками, и накинулись на СССР. Предлагали вместо собаки запустить Хрущёва. «Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака», - так писала газета «Нью-Йорк таймс». Советская печать цитировала письмо в ООН какой-то женщины из штата Миссисипи: «Если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят».
Фотография собачки-дворняжки Лайки с застывшим на морде жертвенным выражением в космическом аппарате произвела в мире огромное впечатление
Коробка от леденцов-монпансье "Лайка" и посвящённая Лайке декоративная тарелка
Воображаемая встреча: два первых космонавта
Однако в СССР этот полёт тоже восприняли неоднозначно: запуск собаки в космос без возможности возвращения расстроил множество людей. Не отстали и антисоветские анекдоты: "Чем жизнь в космосе отличается от жизни на земле? В космосе собачья жизнь уже закончилась". "Луна: «Как тебя одного выпустили из Советского Союза?». Спутник: «А за мной другой идёт, большой, с собакой»". «Наш советский стиль - соединение возвышенного полёта с собачьей жизнью»...
Однако вряд ли западной кампанией "сочувствия к Лайке" двигала любовь к животным, а не ревность к советскому научному прорыву.
Вот что с трибуны Генеральной ассамблеи ООН сказал об этом Че Гевара:
"Американское общество защиты животных протестует перед зданием, где проходит данная сессия, по поводу судьбы Лайки в советской ракете. У нас сжимается сердце от жалости к бедной собачке. Но вот что-то не слышно какого-либо протеста филантропов в США по поводу убитых кубинских крестьян в результате бомбардировок и обстрела с самолетов В-26 хижин "гуахирос". Может быть, по политическим соображениям одна небольшая собачка стоит дороже тысячи кубинских крестьян?!".