Московский речной вокзал

Apr 10, 2017 21:37

Оригинал взят у leonovvaleri в Московский речной вокзал


Построен в 1932 году, разобран в 1972 году.

Фотографии и текст из книги «Архитектура речных вокзалов» под общей редакцией И.Н.Магидина 1940 года издания.

Московский речной вокзал (архитектор Роман Яковлевич Хигер), обслуживающий движение между Москвой - Уфой, Москвой - Горьким и пригородными районами Москвы, расположен по Варшавскому шоссе, близ Даниловского моста (Варшавское шоссе, дом 3а).



Генеральный план.

Основной павильон для пассажиров и павильон пригородного движения, связанные в единую архитектурную систему, имеют самостоятельные подходы и подъезды. Прибывающие по реке пассажиры не заходят в здание вокзала, а по отведенным им путям проходят мимо павильонов к стоянке автомашин и далее к трамвайным городским путям.



План первого этажа.

Материал сооружения, согласно заданию Наркомвода, в основном дерево, лишь часть сооружения по соображениям пожарной безопасности решается в кирпиче, В кирпиче запроектированы пригородный павильон и центральная часть плановой композиции, в которой располагаются; в первом этаже - главный вестибюль и во втором этаже - кухня. Благодаря выделению огнестойкого объема в центре композиции все сооружение разбивается на три изолированные деревянные части, чем создаются сравнительно безопасные условия на случай возникновения пожара в какой-либо части.



Вид с набережной.

Основная концепция сооружения заключена в контрасте одноэтажной легкой части с сильным двухэтажным объемом восьмигранника, где расположены зал ожидания и ресторан, перекрытый куполом. Этот объем является господствующим одинаково и со стороны города и со стороны реки. Завершенный декоративной вертикалью с шаром (в котором предполагался сильный источник света), восьмигранник создает композиционную ось, главенствующую как в самом сооружении, так и на прилегающей части территории набережных.



Вид со стороны сада.

В планировке здания проведен принцип разграничения отдельных зон. Слева от главного вестибюля находятся комнаты матери и ребенка, справа - служебные помещения, обслуживающие и пригородный павильон; во втором этаже расположены комнаты гостиниц для прибывающих пассажиров (с лестницей из главного вестибюля); служебные помещения ресторана (раздаточная, моечная, заготовочная, очажная и пр.) связаны с первым этажом и подвалом изолированной лестницей и грузовым лифтом. В подвале здания находятся: холодильные камеры ресторана, склады продуктов и прочие вспомогательные помещения.

При входе в главный вестибюль установлены телефонные будки по пути движения к залу ожидания - кассы и справочное бюро.

Далее - прием багажа и ручной клади, хранение которых предусмотрено в первом этаже и в подвале (связь лифтом).

В центре зала ожидания, имеющего правильную восьмигранную форму, просторная парадная лестница ведет в ресторан. Антресоль идущая по всему периметру зала ожидания, шириной в 2,5 м, предназначена для читальной, шашечной и пр. Ресторан окаймлен террасой, обращенной к реке.



Лестница из ресторана в сад.

По противопожарным соображениям в зале ожидания и в ресторанном зале устроено достаточно большое количество наружных выходов (лестницы по углам восьмигранника). Эти лестницы нужны также и по конструктивным соображениям: они воспринимают горизонтальный распор ферм купола.



Лестница вокруг зала ожидания.

В пригородном павильоне запроектированы: зал ожидания, кассы, уборные.

Длина причала (100 м) позволяет одновременно разместиться волжскому пароходу и пригородному трамвайному катеру.

Пространственная композиция внутри здания построена на развертывании осевых перспектив и на «переливании» одного пространства в другое. При входе в главный вестибюль раскрывается продольная перспектива на колоннаду вестибюля и на расположенную в центре зала ожидания парадную лестницу в ресторан. Сквозная перспектива открывается и по оси корпуса служебных помещений вдоль коридора, если смотреть из вестибюля или из зала ожидания пригородного павильона. Зал ожидания главного павильона пространственно как бы «переливается» в ресторан через открытую широкую лестницу. Темно-синий ультрамариновый купол ресторана, покрытый рельефом светло-оранжевых колец (звезд), создает цветовое завершение всей внутренней композиции центра вокзального здания.



Вид со стороны главного подъезда.

Вообще тема цвета, его гармонии, согласования и контраста была основной в разрешении архитектуры вокзальных помещений.

Зал для пригородных пассажиров окрашен в три тона: светло-желтый (стены), светло коричнево-кофейный (балки, колонны), кирпично-красный (потолок между балками). Весь комплекс служебных помещений выдержан в светло-желтых и светло-кофейных тонах (панель). В главном вестибюле стены палевые, потолок голубой, колонны желтые.



Фрагмент главного фасада.

В переходе к залу ожидания впервые появляется интенсивный синий цвет ультрамарина (в кессонах потолка), подготовляющий зрителя к восприятию купола ресторана. В восьмигранном зале ожидания преобладают те же тона, что и в пригородном павильоне: светло-кофейный, желтый и кирпично-красный. Но уже сквозь пролеты открытой центральной лестницы виден интенсивно синий тон купола, который по мере подъема по лестнице в ресторан охватывает посетителя настроением южного ночного неба.



Вход в пригородный павильон со стороны сада.

В гармонично подобранные тона окрашены и другие служебные помещения вокзала (группа детских комнат, комнаты гостиницы, курительные, коридоры, лестницы, помещения кухни и пр.).



Фрагмент галереи.

Вокзал размещен на участке, где со стороны реки имеется прекрасный фруктовый сад, со стороны города - тенистая аллея старых деревьев и сквер. Здание вокзала нужно было хорошо вписать в эти природные условия места и вместе с тем не лишать его представительности, требуемой для общественного здания. В связи с этим по-разному решены его фасады со стороны города и реки. Фасад, обращенный к Варшавскому шоссе, сдержан и несколько официален. На нем два акцента различной силы: шестиколонный деревянный бортик у главного входа и лоджия у входа в пригородный павильон. Их связывает легкая одноэтажная галерея, обрамляющая все здание.



Зал ресторана.

В фасаде на реку основную роль играет объем восьмигранника: эго террасы, галереи и наружные лестницы живописной игрой линий граней создают постепенный переход от массива здания к зелени участка и просторам реки.



Зал ожидания восьмигранника. Антресоль.



Зал ожидания.



Зал ожидания пригородного павильона.

Конструкция наружных стен здания в основном - деревянный каркас с обшивкой с двух сторон и засыпкой шлаком. Перекрытия повсюду деревянные, кроме главного вестибюля, где они, по противопожарным соображениям, выполнены в железобетоне. В зале ожидания перекрытие сделано по деревянным гвоздевым балкам и деревянным колоннам. В ресторане основой конструктивного (и архитектурного) решения являются деревянные сегментные фермы, схваченные кольцом в вершине купола; кровля - рубероидная.



Деталь колоннады входного портика.

В процессе строительства все деревянные перекрытия подвергались антисептированию для предохранения их от домового грибка.

В связи с будущей реконструкцией района здание поставлено на стилобат (земляную насыпь), откосы которого усажены цветочными насаждениями.

транспорт, Москва, 30-е годы, Советская архитектура, реконструкция Москвы

Previous post Next post
Up