Комбайн в поле.

Aug 08, 2016 14:51

Отсканировал небольшую плёнку.
Как всегда никаких выходных данных - кто, когда и где снял неизвестно.

СК-5 «Нива» - марка самоходного зерноуборочного комбайна, производимого в СССР заводом «Ростсельмаш» c 1970-го года, и производимого там же в настоящее время под маркой «Нива-Эффект ( Read more... )

колхоз, техника, 80-е годы, сельское хозяйство, старые фотографии

Leave a comment

jlm_taurus August 9 2016, 15:48:24 UTC
В 1983 году (до перестройки), была публикация "Комбайн косит и молотит", Новый Мир, №3.

комбайн № 320808.
«Нива» под этим номером с патетической надписью «Лучшему комбайнеру Казахстана в честь 50-летнего юбилея «Ростсельмаша» поступила кустанайскому механизатору, лауреату премии Ленинского комсомола Николаю Ложковому, а он разберись да и напиши в «Литературную газету»: «Ничего себе подарочек!» Согнут вал выгрузного шнека, рычаги набивателя соломы приварены не в одной плоскости, в направляющей втулке выжимного подшипника не нарезана маслогонная резьба. В письме своем (ЛГ, 1979, 31 октября) он сдержанно, без истерик, взывал к совести всей Донской Кузницы:
«Потери запланированы в самой конструкции комбайна.

Но потери - это не только оставшееся зерно после обмолота в поле. Это и зерно с низким качеством при запоздалой уборке. Вы думаете, я и мои товарищи хотим этого? Ни в коем случае. Это ж наш труд, наш пот, почти круглосуточная работа весной и осенью. Наша работа - не физзарядка для здоровья и удовольствия. И вроде бы в нашей бригаде нет разгильдяев и транжир. Живем-то своим трудом, с рубля… А на практике получается, что мы сами себе вроде бы враги. Все-таки часть хлеба оставляем в поле.

И причиной этому то, что мы не можем работать, как надо бы, как нам хотелось бы. Когда все на ходу, работа не изматывает тебя. Намолотишь бункеров 30-40 и не падаешь с ног от усталости. А устаешь от разного рода безобразий… За всю уборку не было такого дня в бригаде, чтобы из-за поломок не стояли 3-4 комбайна».

"…Где кончается сборка - на конвейере? Ничуть. За стеной цеха? В Таганроге видел: собирают (доукомплектовывают!) и за стеной. В Ростове убедился: и на площадке готовой продукции - бригады слесарей (полевые, всепогодные) донизывают кораблям степей какую-то архинужную сбрую. Так что, вплоть до приемки? И это неточно.

Приемка, оказывается, идет партиями. Выдано свидетельство о рождении на 37, скажем, «Нив». Главный приемщик Пирогов П. Е. осматривает этот взвод наружно, внешним осмотром и…
- …если дефекты незначительные, то в процессе приемки слесаря устраняют, если же в сварке брак или течет гидравлика, течь моста, по регулировке что серьезное - мы возвращаем цеху на доделку.

- Помилуйте, Петр Ефимович, ведь не лошади в табуне! Все внешне да наружно - там же и середка есть.
- А из каждой партии мы берем один комбайн на испытание. Прокрутка, взаимодействие рабочих органов, крепеж - и, если выявлены серьезные дефекты, возвращаем всю партию. Пока в среднем возвращаем один из трех предъявленных.
- Но на нем же ни кабины, ни шнека, ни жатки! Значит, как он косит, выгружает, как приборы работают - вообще узнать нельзя?

Это нельзя, соглашается первый человек Сельхозтехники, Пирогов П. Е. (уже двадцатый год на «Ростсельмаше», принял сотни тысяч комбайнов). По инструкции надо дособрать машину, шесть - десять часов обкатки ей дать, поменять масло - тогда пожалуйста.
- Легко сказать - дособрать! Кабину водрузить на место - это же груз какой, без крана не обойтись, да шнек, ствол с винтом Архимеда - тоже на пупке не пробуй, а…
- …а всего к молотилке двадцать три комплектовочных ящика идут, да по жатке из Тулы еще следуют семь мест. В ящиках навалом поступают две тысячи девятьсот крепежных болтов, винтов, гаек, без которых машину не сложишь. Ясно, что краны нужны, приспособленные помещения, люди.

Сам «Ростсельмаш» затрачивает на одну машину 226 часов, а дособрать - еще, по расчетам, 120 часов работы.
- Так когда же кончается сборка, Петр Ефимыч?
- А как убирать начнут, - шутит приемщик, - Вошли в полосу - сборка стоп.
Н. Н. Смеляков, инженер и писатель, Ленинский лауреат, заместитель министра внешней торговли, считает: теперь кабина так связана с организмом машины, что досылать ее в поле - это как руку отправлять: дескать, на месте и вены, и нервы сошьете. Допустим, что сравнение спорно. Но когда вещь, поглотившая 226 единиц труда и объявленная готовой, требует от купившего еще 120 единиц для своего оживления - тут бесспорный уникум."

Reply


Leave a comment

Up