В предыдущей серии
«Компьютеры в средней школе» автор научился работать на Мерседесе и Рейнметалле, прослушал курс программирования на ЭВМ «Урал-1» и наделал дырочек на кинопленке.
Компьютеры в высшей школе
В промежутке между первой и второй сериями автор я упустил свой шанс стать специалистом в IT, то есть не стал поступать на компьютерный факультет МИФИ, справедливо полагая, что изучение чистой математики (а что еще могла предложить советская высшая школа на компьютерном факультете?) иссушает мозг. Я человек с конкретным мышлением и плохо вникаю в абстрактные понятия, не имеющие физического смысла. В итоге я поступил в бывшее императорское техническое училище на специальность автоматика. Выбор был обусловлен юношеской наивностью, поэтому от чистой математики без физического смысла я никуда не ушел, но это удалось, с Божьей помощью, преодолеть.
На четвертом семестре имелся курс компьютерных наук, окончившийся зачетом. Курс был короткий, на ЭВМ мы не работали, но нам что-то показали и научили какому-то посконному языку программирования под названием «Инженер», область применения которого не выходил за пределы этой учебной кафедры. Я теперь подобрал название к этому языку, которое очень хорошо к нему подходит: Суржик.
На третьем курсе, после значительного отсева студентов, не преодолевших гранит общеинженерных дисциплин, мы начали изучать специальные дисциплины. В начале курса перед нами держал тронную речь заведующий кафедрой Чемоданов (это фамилия такая). На вопрос почему у нас стипендия 35 рублей, а на соседних кафедрах факультета 45, завкафедрой ответил словами священного писания - «Не хлебом единым» (вот гад!). И еще он пояснил, что для нас будет крайне полезным, если кроме специальных дисциплин, которые нам будут преподавать на нашей кафедре, мы еще ознакомимся с вычислительной техникой. С этой целью он договорился с военной кафедрой, чтобы мы тренировались там не по нашей основной специальности (какая автоматика может быть в вооруженных силах?) а в части вычислительной техники, которую там уже начали с успехом внедрять (вот гад!!).
Конечно, этому профессору Чемоданов были глубоко фиолетовы и мы, и вычислительная техника. Потому что пользы от такого решения было ничтожно мало:
1. Наши девушки не обучались на военной кафедре, вычислительную технику им не преподавали и они без этого прекрасно обошлись.
2. В то время вычислительные методы в области автоматики только-только начинали внедряться, ясности в этом вопросе еще не было.
3. Военные только эксплуатировали ЭВМ в своих системах, их самих еще надо было учить и учить. Они мало вдавались в принципы работы и в математическое обеспечение. Эксплуатация предусматривает только поддержание исправного состояния техники.
4. Многие мои однокурсники после окончания получили распределение в советскую армию (нас выучили на лейтенантов) и потом выяснилось, что большинство служили совсем по другим военно-учетным специальностям.
5. И я, и многое другие выпускники по распределению, а отслужившие два года в армии - почти все, стали работать не в той специализации, которая прописана у нас в дипломе.
У одного из моих друзей отец был полковником и распределенного в армию сына он пристроил в военном НИИ в Москве, где тот так и прослужил больше 20 лет. Что самое интересное - именно в области вычислительной техники. Как раз в то время было принято решение ограничить в СССР разработку оригинальных ЭВМ (их было очень много разных типов) и перейти к единой серии (ЕС ЭВМ), взяв за основу линейку фирмы IBM. Долгие годы мой друг занимался внедрением ЕС ЭВМ и системой команд IBM-360.
На четвертом курсе военные обучали нас работе на ЭВМ «Днепр» (не помню, был ли там номер или нет, у меня путаница в голове с магнитофонами с таким же названием). В отличие от «Урал-1» эта ЭВМ была трехадресной. Соответственно можно было одной командой произвести действие над двумя числами из разных ячеек, а результат поместить в третью ячейку. Машина была уже на полупроводниках (на транзисторах) и работала гораздо быстрее и намного надежнее. Это был прототип ЭВМ, применявшихся в системах ПВО. На печатном устройстве «Днепра» была заграничная надпись «Сonsul», кушал он бумажную перфоленту. Программу на перфоленте можно было склеивать, делать дырочки, заклеивать дырочки, если не хотелось ее вручную перебивать.
Честно говоря в голове от всего этого предмета ничего не сохранилось. Время было потрачено зря. Когда я дожил до персональных ЭВМ (или настольных компьютеров, как их ещё называли), все мои приобретенные знания в этой области ничего не стоили. А вот то, что я освоил пишущую машинку (печатаю по двухпальцевой системе), как раз очень пригодилось.
---------------------------
Картинки? Их нет у меня ;(
В сети нашел изображение «Днепра»