Оригинал взят у
es_che в
Трамваи нашего детстваВот такие очень смутно помню, в 60-х вроде ходили и были даже поезда из 3-х вагонов.
Потом в основном были такие
и такие
Ну еще были Татры (в столицах в основном, на периферии только на особо ответственных маршрутах) и различные модификации Рижского и Усть-Катавского заводов.
Кондукторши были в 60-х, потом их кассами заменили. Трамвайные кассы были двух основных типов - самообслуживания, бросаешь сверху денежку и сам отматываешь билет, и автоматы, билет выдавался только если внес полную сумму в 3 копейки
Вот такие были автоматы
а такие самообслуживания
Очень многие ездили зайцами, там в худшем случае уши могли надрать, все равно с детей штрафа (рубль кажется) никакого не сдерешь.
На трамвайные рельсы (которые например проходили в 5 метрах как от моего дома, так и от школы, где я учился с 1 по 8 класс) было принято класть гвозди и мелкие монетки и смотреть, во что они потом превратились. Самые продвинутые клали туда пистонки и радовались пулеметному треску, но тут были две возможные проблемы - 1)пистонки улетали от ветра, т.к. были на бумажной основе и их надо было как-то крепить, чтоб не улетели и 2)вагоновожатые пугались этого треска и кое-кто из них мог остановиться и заняться ловлей подкладывателей.
Иногда, редко очень, трамваи сходили с рельсов или загорались - это было веселое развлечение для пацанов. И еще помню случай, как трамвай столкнулся с ГАЗ-51 на перекрестке и протащил его метров 10, никто особо не пострадал, но потом часа два гаишники оформляли происшествие, а все окрестные дети рассматривали в подробностях столкновение.
Ну и особой доблестью считалось проехать на закорках трамвая (у рижских там была удобная полочка внизу и лесенка сверху, а у усть-катавских торчал железный штырь) или между вагонами - на халяву во-первых и чувствуешь себя героем во-вторых... хотя между вагонами очень опасно было, лично я только сзади ездил.
И еще вспоминается такая практика - по утрам, в рабочий рейс, трамваи шли набитые и бывало, что не останавливались, так мужики ловили сзади канат, крепившийся к токосъемнику, штанга отходила от линии и трамвай таким образом тормозился. Потом желающие залезали, кто мог, а канат отпускался.