Работы по ремонту павильонов ВСХВ на площади Колхозов порой напоминают археологические раскопки. Этим летом взорам горожан открываются фасады 1954 года, которые мало кто видел. Послевоенное открытие выставки готовилось при Сталине, но вскоре после смерти вождя народов архитектурные концепции поменялись и пафосный "сталинский ампир" стали закрывать новыми модернистскими фасадами. Павильон "Поволжье" просуществовал в своём первоначальном виде всего четыре года.
В этом сюжете использованы ретроснимки с сайта
https://pastvu.com/ Контент сайта создают сами пользователи, размещая фотографии, снятые в Москве и в других городах мира до 2000 года. Узнать больше об истории ВСХВ-ВДНХ можно из авторитетных источников:
http://www.bcxb1939.com/ и
https://www.facebook.com/fedot.puhlov Первая версия "Поволжья" была построена к 1939 году по проекту архитектора С.Б.Знаменского. Тогда павильон представлял собой символический стальной мост над бурным каскадом вод Большой Волги. Вдали - Куйбышевский гидроузел. Справа - барельеф на тему достижений земледельцев Поволжья. Слева - входной портал с орнаментом. На крыше установили скульптуру героя Первой Мировой и Гражданской войн Василия Ивановича Чапаева (скульптор П.Баландин, архитектор В.Морозов).
Поволжье. 1939-1941 гг.:
http://oldmos.ru/old/photo/view/68135 К 1954 году вместо прежнего здания появилось новое, созданное по проекту И.В.Яковлева и И.М.Шошенского. Павильон привлекал внимание посетителей шумом живых водных потоков, вырывающихся из-под витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона (созданы группой художников Е.В.Поповой и М.М.Лавровой и художником павильона Е.В.Яковлевым). Для сбора воды около цоколей стен устроены небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом. На углах боковых стен высечены горельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицыном и Сталинградом (Царицын и Сталинград - прежние названия одного и того же города, известного нынче как Волгоград). Центральную часть композиции экстерьера украшали два аркадных пилона, декорированных многофигурными композициями и центральным витражом - картой Поволжья. Венчала павильон скульптурная группа "Колхозник и Колхозница" с гербом РСФСР в руках. Завершались углы боковых стен фасада фигурами матроса и солдата. Интерьер павильона был украшен живописными панно с пейзажами Поволжья и картинами труда колхозников. ВДНХ в то время называлась Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) и тема сельского хозяйства в оформлении павильонов была приоритетной.
Поволжье. 1954 год:
http://oldmos.ru/old/photo/view/64745
Барельеф "Победа под Царицыным". 1954 год:
http://oldmos.ru/old/photo/view/67803 А вот Чапаеву места не нашлось. На некоторое время памятник с крыши здания перекочевал на задворки павильона, но уже в 1960 году занял достойное место в Чапаевском сквере города Чебоксары.
Чапаев. 1954 год:
http://oldmos.ru/old/photo/view/26450
В 1959 году главная выставка страны получила нынешнее привычное название - ВДНХ. Достижения трудящихся СССР теперь демонстрировались посетителям не по территориальному принципу, а по отраслевому. В 1958 году павильон был реконструирован, а в 1959-м превратился в "Радиоэлектроннику". Его новый фасад, собранный из металлических пластин, напоминал стилизованный радиоприёмник.
Увы, не знаю, кем и как принималось решение о реконструкции. Архитекторы и под фальш-фасадом сохранили исторические "поволжские" артефакты, чем в период борьбы с архитектурными излишествами вполне могли навлечь гнев чиновников и заслужить ярлык волюнтаристов. Скорее всего, старое не стали ломать по бюджетным соображениям, сделали быстро и экономично. Так или иначе, но теперь можно увидеть нечто необычное из прошлого времени, а площадь Колхозов принимает цельный облик 1954 года.
Нет однозначного мнения, правильно ли в этом случае поступают городские власти. Работы по открытию фасада начались в спешном порядке, без проведения государственной историко-культурной экспертизы, без разработки реставрационной концепции и без обсуждения с общественностью.
"Возрождая ВДНХ, мы не ломаем, а открываем людям исторические фасады зданий, являющихся памятниками регионального значения,"- сказал в интервью "Российской газете" руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский.
"18 апреля 2014 года, в Международный день охраны памятников, на ВДНХ была начата разборка модернистских фасадов павильонов №14 «Вычислительная техника» и №15 «Радиоэлектроника»,- пишет Ирина Трубецкая
http://www.archnadzor.ru/2014/04/22/vshv-protiv-vdnh/- Можно (и нужно) спорить о ценности разбираемых фасадов, но при разворачивании того масштабного городского, если не государственного проекта, который мы наблюдаем на ВДНХ, нельзя не признавать двух вещей - соблюдения закона и соблюдения исторической правды.
Соблюдение закона говорит нам о том, что в случае подобных работ на павильонах - объектах культурного наследия федерального значения требуется:
1) разработка предмета охраны памятников, подразумевающая проведение историко-архитектурных исследований и наличие положительного заключения историко-культурной экспертизы;
2) разработка и согласование проекта реставрации.
Ничего этого в данном случае проведено не было, модернистские фасады снимают, потому что кто-то сверху так решил, потому что эти фасады якобы искажают вид того самого мифического «ансамбля ВДНХ 1954 года»."
Click to view
Первая реакция некоторых градозащитников при виде строителей, срезающих болгарками алюминиевые листы, была панической: "На ВДНХ сносят павильон!" Но уже вскоре в разных изданиях стали появляться серьёзные аналитические публикации, можно ли было совместить две реальности - сталинскую ВСХВ и хрущёвскую ВДНХ?
В материале Констанина Михайлова "Две реальности ВДНХ"
http://www.archnadzor.ru/2014/05/22/dve-realnosti-vdnh/ собраны разные точки зрения. Константин Михайлов о модернистских фасадах: "Это - пласт истории страны. Это - пласт истории ВДНХ, который запечатлен в облике нескольких павильонов выставки. И этот пласт сейчас просто стирают ластиком с лица ВДНХ, как будто она не переживала вместе со страной 1960-е годы и не радовалась достижениям радиоэлектроники."
Любопытно, что изменения в 1958 году не коснулись прочих стен здания, были сохранены все декоративные элементы, лепнина "Поволжья".
После распада СССР чем только ни торговали в павильонах ВДНХ, переименованной в ВВЦ. Кто тогда заботился о сохранности фресок или деталей интерьера? От былого декора остались лишь полы, лепнина на потолке да капители колонн.
1954 год:
http://oldmos.ru/old/photo/view/67802
В принципе, вся история выставки связана со сносами и реконструкциями. Доходило до того, что некоторые свежепостроенные здания (например, Украина 1937 года) сносились, даже не открывшись. Десятки изящных павильонов 1939 года были уничтожены к новому открытию ВСХВ, ещё одна волна сносов прошла в брежневские времена. Нынешний демонтаж фальш-фасадов уже свершившийся факт, тут важнее проследить за ходом дальнейших работ. Как пишет Елена Гонсалес в статье "Реконструкция ВДНХ: Сталин против Хрущева":
http://www.theartnewspaper.ru/posts/645/: "Квалификация привлеченных ремонтников не демонстрирует достижений, хоть сколько-нибудь сравнимых с мастерством строителей и отделочников советского периода."
1 августа 2014 года ВСХВ-ВДНХ отмечает 75-летие. К этой дате планируется завершить косметический ремонт, многие объекты предстанут в непривычном виде, белоснежные постройки перекрашиваются в оттенки бежевого и жёлтого цветов. А уже после юбилейных торжеств должна начаться кропотливая работа по реставрации. Увидимся на ВДНХ!