Я и мопеды

Jan 26, 2014 12:38

Любили ли вы мопеды так, как любил их я? Я уже как-то говорил, что мое детство наполовину прошло на Амуре (Амур-Нижнеднепровский район г. Днепропетровска). Это и сейчас во многом частная застройка, а уж в начале 70х это были почти сплошь частные одноэтажные дома, больше дворы, большие расстояния до магазинов, кино (единственный кинотеатр на чуть ли не 10 километров вокруг), почты,- и мопеды были вторым по распространенности транспортным средством,- после велосипедов. Так что мопеды я увидел еще в раннем детстве. И сразу проникся любовью к этим машинам.

Весной 1974 года мой дядя, который жил там же, на Амуре,- его дом был рядом с домом моих деда и бабы,- купил мопед "Верховина-3". Дядя был заядлый рыболов, у него была лодка, не надувная, а алюминиевая, такая, складная, она складывалась как лист бумаги. Он ее цеплял сбоку вертикально к велосипеду и ездил ловить рыбу. Но далеко так не уедешь. А еще дядя держал кролей, и ездил "в степь" косить для них траву. С мопедом он мог спокойно ездить куда-то за 30 километров, или "на озера" рыбачить, или за травой. Багажник у мопеда был широкий, и туда помещался огромный мешок скошенной травы. Ну, и, понятно, в магазин за хлебом, или в сельпо, или еще куда, тоже было ездить веселее, чем на велосипеде.

1. Я на той самой дядиной "Верховине-3". Зенит-Е, Г-44, Свема Фото-65, май 1974г





"Верховина-3" - это классический мопед, с двигателем Ш-51К (в данной комплектации, там, вроде, могли ставить еще и другие), у него были педали, как у велосипеда, с их помощью мопед заводили, а вообще, если уж совсем что-то с двигателем, то можно были и ехать, крутя педали. Только вывернуть свечу, чтобы компрессии не было. Но ехать так было очень медленно и печально, все-таки мопед имел большой вес, да и вся КПП при этом была задействована. В общем, так никто не делал, возможность, скорее, чисто теоретическая.

Дядя мопед зарегистрировал, у него был настоящий гос. номер, классический черный, как задний у автомобилей, только чуть поменьше. Две цифры - дефис - две цифры и трехбуквенная серия. Цифры не помню, а серия - "днб". На фотографии номер на заднем щитке хорошо виден.

Я довольно быстро разобрался с устройством мопеда, я читал отцовскую книгу об устройстве автомобилей 1956г выпуска. Я знал, как работает карбюратор, знал, что такое кривошипно-шатунный механизм, сцепление, КПП, барабанные тормоза, амортизаторы... И, когда дядя ремонтировал свой мопед,- а делал он это довольно часто,- я видел все эти механизмы и устройства наглядно. Лет в 7 я умел завести мопед. Для этого нужно было открыть бензиновый кран (он был с фильтром-отстойником), подождать, пока бензин самотеком стечет к карбюратору, подкачать бензин в поплавковую камеру насосом-пимпочкой, потом проверить, что включена нейтралка, ну и - крутить педали. (Это так заводили мопеды взрослые солидные люди. У нас же, пацанов, всегда считалось шиком завести мопед с толкача, т.е., разбежаться с ним, отпустить сцепление и успеть запрыгнуть в седло, пока мопед сам не уехал.) Правильно настроенный двигатель схватывал сразу же. Чтобы заглушить его нужно было отжать маленький рычажок под левой ручкой. Он открывал клапан, нарушая компрессию, двигатель делал "пыф-пыф" и останавливался. Дядя объяснил мне, почему нельзя газовать на месте и вообще нельзя долго гонять двигатель на стоянке.

Я был еще мал, и, конечно, поднять мопед не мог, да и катить его мог с большим трудом.
Но время шло.

"Верховина-3" эксплуатировалась безжалостно, а с запчастями были проблемы, да и раму дядя варил несколько раз, уж не знаю, что там было, и где-то в 1981м дядя купил новый мопед - "Верховина-6".

2. Мопед "Верховина-6", фото из интернета


Вот, точно такой же, как на картинке, но почему-то с желтым сиденьем. Сиденье дядя, кстати, немедленно снял и поставил от старого мопеда, таким образом, получив большое пространство для багажника сзади. Мопед не только был похож на настоящий мотоцикл, но у него уже и педалей не было, а был рычаг, который прокручивался примерно на четверть оборота и сам возвращался в верхнее положение. Дядя сначала, было, расстроился, мол, там можно было педали крутить до одури, пока не заведется, а тут?.. Но, как я говорил, исправный двигатель заводился с пол-пинка. Двигатель тут был похожий, Ш-58, но карбюратор был другой, какой-то более хитроумный. С ним почему-то было больше проблем, как-то он капризничал, и дядя просто переставил карбюратор от старой 3й "Верховины". Ну, и воздушный фильтр с ним.

Старый мопед в заброшенном виде стоял в сарае. Как я писал, дядя его использовал в качестве донора запчастей. Лет в 13 я решил его восстановить. Самая большая проблема, как оказалось,- это подшипники заднего колеса. Номер 201. Я облазил все магазины, был на мото- и автобазаре... и не нашел. 202е есть, 201х нету. Совершенно случайно я наткнулся на пару 201х на Троицком базаре, в ряду, где продавали всякую механику. Причем, подшипники оказались не простые, а закрытые, т.е., у них по бокам были пластины, прикрывающие шарики, и смазка туда была забита навечно (да их и смазывать было нельзя,- не доберешься). Кто-то потом мне сказал, что подшипники эти - с Южмаша, с какой-то военной техники. Ну, мне-то что? В общем мопед я восстановил. Да, не работал спидометр (червяк был поломан, а я не нашел запчасть), да, поршневая была изрядно изношена, да, камеры были латаные-перелатаные, да, на ободах была ржавчина, да, воздушный фильтр от неродного карбюратора был прикручен проволокой сбоку, но мопед-то ездил! Это было очень круто, я ездил и по улице, и по проселкам, и по пустырям.

Уже году в... по-моему, в 1988м, дядя купил третий, и последний мопед.

3. Мопед "Карпаты-2", фото из интернета


Да, вот, точно такой же, такого же цвета,- "Карпаты-2". О, тут был совсем другой двигатель, V-50. У него была совершенно иная система зажигания: электронный блок и более мощное магнето, и регулировка УОЗ была совершенно не такая, как у старых привычных Ш-51 или 58. И даже рычаг стартера нужно было давить не вперед, а назад. Но двигатель работал более устойчиво, хотя, когда сдох электронный блок, то мопед встал на прикол, пока я где-то у "барыг" не купил за бешеные деньги - 30, что ли, рублей,- новый. Да, замечу, что с мопедами в СССР проблем не было. В любом магазине "Спорттоваров" или "Туристе" стояло несколько моделей мопедов. Обычно львовские "Верховина" или "Карпаты", с ними "Рига",- в принципе, то же самое,- и с ними еще совсем неказистые "дырчики",- почти что велосипеды с моторчиком Д-6, они были совершенно "не престижные". Стоили все эти аппараты не очень дорого, по-моему, около 300 руб (дырчики дешевле, до 200 - точно). Но, вот, запчасти к ним... начиная от резины и заканчивая кольцами... Это надо было поискать. Это была вечная проблема. И только где-то с 91го года, когда перестали гонять "барыг" и "спекулянтов", стало возможным купить почти все, что хочется, но, конечно, немного за другие деньги, чем в госторговле (где, как я говорил, было хоть шаром кати,- примерно с 1982г, когда я вплотную стал заниматься мопедами).

В итоге мы с дядей сделали два нормальный мопеда, старую 3ю таки оставили в покое, а, вот, 6ю и "Карпаты" довели до ума. В "Карпатах" навернулось сцепление, чего на первых двух никогда не было, причем, похоже, причина в том, что на заводе туда поставили совершенно не тот тип стали, там просто все высыпалось. Мы "кололи" этот двигатель, мне помогал мой друг, тоже с Амура, у него было очень большой опыт. Потом на этих двух мопедах мы с моим двоюродным братом ездили к его сыну, который был в ЛТО в 10м классе, это километров 50 в одну сторону. Без проблем.

Хотя, конечно, случаи бывали всякие.
Я хорошо усвоил правило: все, что плохо прикручено, непременно раскрутится и отвалится. Щиток ли, выхлопная,- этот закон всегда работал! Однажды я заливал масло в КПП и неплотно затянул винт маслозаливного отверстия. Поехал, не очень далеко, километров 10. Вернулся - вся левая штанина почти до колена в масле. Конечно, винт выкрутился, потерялся, и масло выбрасывало сверху прямо на штаны.

В другой раз я поехал на мопеде к девушке, она жила тоже на Амуре, километрах в семи от меня. Ну, я-то искупался, надел "парадную" одежду, весь из себя такой... И по пути у меня соскочила цепь! Да, она была растянутая, я это знал, но новую не нашел пока, я писал - дефицит. Что делать? Я-то почти доехал к ее дому. Встал на обочине, благо, всегда инструменты возил с собой, минут за 20 цепь-то я сделал, но... Руки, одежда и даже лицо были в мазуте! И так мне обидно стало... что я решил: фигли возвращаться, поеду в таком виде! Девушка, конечно, изумилась, увидев меня, но она была очень хорошая и заботливая, нагрела воду (тогда в частных домах центрального водоснабжения на Амуре не было, воду качали со скважины, а душ - это подвешенное ведро с вентилем, впаянным в дно, и самодельным рассеивателем)... в общем, на самом деле, получилось всё очень романтично (если вы понимаете, о чем я).

На мопедах я ездил где-то до 98 года. В 91м я решил купить себе мотоцикл. Деньги, вроде, были, но мотоциклы уже из продажи тогда пропали. Денег у меня было на что-то простое, типа "Минск" или "Восход", что, в общем, те же мопеды, только объем побольше. Я поехал на моторынок, присмотрелся... и понял, что если покупать - то Яву. Но на нее-то денег не было. А когда деньги появились, то уже того куража не было, с 93го я ездил на "двойке" - ВАЗ-2102, о ней я писал. И сейчас, во Флориде, казалось бы, рай для мотоциклистов: климат, дороги, нормальные водители, ни пыли, ни грязи. Но... уже не тянет. Постарел, хехе.

Да, я знаю, что по-научному 6я "Верховина" и "Карпаты" - это не мопеды а мокики. Но я ни тогда, ни сейчас не могу употреблять это совершенно неблагозвучное слово. Так что - мопеды.

транспорт, 80-е годы, 70-е годы

Previous post Next post
Up