Сталин против Сталина

Aug 13, 2013 02:41

Оригинал взят у skif_tag в Сталин против Сталина
В годы правления И.Сталина по всей стране ему ставили памятники. Те, кто не застал те времена, вполне могут представить масштабы оскульптуривания, ориентируясь на количество памятников Ленину, которые не подверглись массовому уничтожению.
Естественно, существовали определённые каноны изображения вождя. Главным, каноническим образцом являлся самый огромный памятник (54м.), стоящий в Сталинграде, на канале Волго-Дон. (Скульптор Е.В. Вучетич)



Другой вариант памятника на канале Волга-Москва, скульптор Меркуров. Конкурирующая фирма))
(О негласном противостоянии двух канонических изображений можно судить по странной судьбе памятника на ВСХВ, об этом ниже)



Памятник вождю в Батуми выделялся непропорционально высоким постаментом...



Вторым по цитируемости каноническим изображением вождя был памятник Сталину работы скульптора С. Д. Меркурова, созданный в 1939 году, и установленный на ВСХВ. Гигантская скульптура была создана из железобетона и имела общую высоту 25 метров. Она стала одним из символов ВСХВ-39 и даже была запечатлена во всех трёх кинофильмах о ВСХВ - «Подкидыш», «Светлый путь» и «Свинарка и пастух», из двух последних, впоследствии, кадры были вырезаны.



Интересна судьба этого монумента. Когда шла очередная перепланировка выставки, памятник было решено демонтировать. Интересно, что решение о демонтаже принималось ещё при жизни вождя.



Скульптор Меркуров как мог боролся за своё детище, предлагая заменить бетонную статую на гранитную или бронзовую.



Письмо С. Д. Меркурова К. Е. Ворошилову :

Глубоко уважаемый и дорогой Климент Ефремович! В 1939 года к открытию Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки мной и моей бригадой был сооружён из железо-бетона монумент Иосифа Виссарионовича.

Тогда же я (основываясь на многолетнем опыте) предупреждал, что бетон может простоять 5-6 лет. - Всё же монумент простоял около десяти лет, но взрывная волна от упавших неподалёку немецких фугасок отсосала слои, и, как мы ни старались ремонтировать фигуру, остановить разрушение оказалось невозможно.

Я, с самого начала, поднимал вопрос о замене бетона гранитом. Позднее архитектора Чечулин поднял вопрос о красной чеканной меди.

Монумент был отмечен Сталинской премией первой степени.

Когда стал вопрос об открытии Выставки в 1950 г. мне было предложенно представить соображения о стоимости замены бетона гранитом или же медью.

Всё это было мной сделанно и зная, что времени осталось очень мало (11 месяцев), мы преступили к созданию чертежей, подготовки деталей и к организации доставки материалов.

На днях я узнал, что Художественный Совет Выставки выдвигает вопрос объявления конкурса на сооружение нового монумента. Должен предупредить (зная из опыта), что конкурс - если таковой будет займёт не меньше двух месяцев. На лепку и составление чертежей уйдёт не меньше года (эта подготовительная работа мною уже частично произведена). При таких условиях новую работу нельзя будет уложить в необходимые сроки.

За эти годы монумент монумент глубоко запечатлился в сознании трудящихся и неразрывно связан с представлением о Сельско-Хозяйственной Выставке, вследствие чего, при замене материала, художественная трактовка должна остаться прежней.

Поэтому обращаюсь к ПРАВИТЕЛЬСТВУ в ВАШЕМ ЛИЦЕ прошу Вашего авторитетного решения.

Ваш С.Меркуров 1949 г.



Тем не менее, памятник ему отстоять не удалось.
Интересна мотивировка демонтажа памятника:

«Черты величайшего гуманизма Сталина не нашли в его монументе на ВСХВ должного выражения. Неисчерпаемая глубина мысли этого человека, его горячая любовь ко всему лучшему, что есть в людях, его простота, предельная ясность оказались как бы исключёнными из поля зрения скульптора Меркурова. Он опустил высокие человеческие черты личности Сталина. Созданный им образ слишком односторонен, слишком схематичен в своём содержании. Правильно ощущая исторический масштаб своей темы, скульптор не смог выразить её глубочайшего содержания, сведя свою задачу к чисто внешнему выражению.»

Согласитесь, что очень рискованные формулировки, учитывая что этот скульптор  получил за свою работу Сталинскую премию в 1941 году, а клоны скульптуры давно разошлись по всей стране, и сам образ стал каноническим...



Пальмы в осенней Москве смотрятся не просто необычно, а просто готично, как сегодня принято говорить))



Объективно говоря, этот памятник Меркурова ничем не уступал тому, Сталинградскому, работы Вучетича...
И был таким же привычным символом, под сенью которого расцветала дружба народов.





Вот только малая толика всевозможных копий знаменитой скульптуры:

Памятник у  МЗМА



У ЦНИИС



У Третьяковки (ГТГ)



В ЦПКиО им. Сталина



Памятник Сталину на Театральной площади



Тушино, парк "Салют"



У МАИ



В моём родном Таганроге, возле одноимённого клуба...





Т.е., понимаете какая рискованная игра - памятники по всей стране выполняют роль святилища, в в Москве на выставке убирают исходный образец с такой странной формулировкой.
По логике, она должна распространяться и на бесчисленные клоны...

Что это, война знаменитых скульпторов? Мы можем только гадать...
Previous post Next post
Up