Серова, 1

Aug 11, 2013 20:03

Ну, и по горячим следам, упомянутый фильм, который я снял в 10м классе, в 1985 году.

UPD. Исправил объект, почему-то lj-embed нормально не сработало. Если у кого-то не работает, вот прямая ссылка на vimeo: http://vimeo.com/19159461

Вообще, первый ролик 8мм кинопленки я снял ровно 35 лет назад, в августе 1978 года. Большинство отснятого 8-миллиметрового материала представляет собой семейные зарисовки, конечно, сейчас их очень интересно смотреть, многих, кого я запечатлел, уже давно нету в живых. Скажу лишь, что благодаря моим пленкам мои родственницы могут видеть своих прапрадедушку и прапрабабушку (именно "прапра...", а не просто "пра..."). В 1980м с моим школьным другом мы сняли фильм "Ночь перед экзаменом" про нерадивого ученика и чертей, которые пытались помочь ему сдать экзамен,- на мотив гоголевской "Ночи перед Рождеством". Пленки этой у меня нет, она осталась у друга. В универе я снял два игровых фильма, это была серьезная работа, но это уже была 16мм пленка, так как фильмы эти мы показывали в большом зале для всего факультета. (Первый фильм, снятый в апреле 1986г, был изъят "органами" по доносу одного нехорошего человека, а сам я обвинен в пропаганде насилия, американского образа жизни и в поддержке бомбардировки Ливии.)

Вот, собственно, "Серова, 1".

image You can watch this video on www.livejournal.com



Serova, 1 from Sergii Lakhno on Vimeo.


Этот фильм был снят мной в январе-мае 1985 года. Тогда у меня была подаренная отцу 8-миллиметровая кинокамера "Кварц", самой первой модели, 1961 г/вып. Как я понимаю, это была списанная камера с какого-то киноклуба, ее пришлось ремонтировать, но потом я ней снимал с 1978 до 1989 года, когда износ механизма стал уже совсем неприемлем, и я купил новую камеру, тоже "Кварц", но "зеркалку", с зумом и формата Super8.

Вот, "Кварц", только на моем была надпись латиницей "Quartz":



Кинокамера "Кварц" (фото из интернета)

В ней, кстати, нету абсолютно ничего электрического или, тем более, электронного. Сплошная механика. Привод - пружинный, одного завода хватало секунд на 45. Объектив жестковстроенный с постоянным фокусным расстоянием, но "светлый" - 1:1.9. Объектив выставлен на гиперфокальное растояние, и от (приблизительно) двух метров и до бесконечности все должно быть резким. Для съемки с близкого расстояния на объектив навинчивались корректирующие линзы. Иногда я забывал снять линзу, и снятые ккадры оказывались не сфокусированные. В камеру заряжалась катушка с 8мм кинопленкой формата "2х8". Размер одного кадра где-то 4.5х3.3мм. Я говорю "где-то", потому, что по стандарту (у меня есть книга, но, увы, не под рукой) кадровое окно камеры было чуть больше, чем кадровое окно проектора.
Вот здесь: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:8mm_and_super8_and_double8.png показаны форматы 8мм пленок, 2х8 - это правый рисунок. Сначала снималась одна сторона (продольная половина) пленки, потом катушка переворачивалась, и снималась вторая. После обработки пленка разрезалась вдоль специальным резаком (пленка протягивалась через резак, и лезвие просто резало вдоль) и дальше уже монтировалась. Формат 2х8 был очень распространен, потому, что, в отличие от одинарной 8мм пленки, пленка 2х8 могла обрабатываться (проявляться) на тех же установках, что и стандартная 16мм пленка, которая давно и широко применялась и в научных, и в технических, и в учебных целях и для обработки которой была соответствующая техническая база. Я сам проявлял пленки как раз где-то с 1985 года, и черно-белые, и цветные, у меня было два бачка, один на 10 метров и один с двойной спиралью на 30 метров (точнее, 2х15м), в последнем я как раз проявлял 16мм пленки, снятые в универе.

На катушке было 10м пленки, метраж указывали, однако, 7.5м,- считалось, что при заправке пленки "хвосты" будут неизбежно засвечены, и полезного метража как раз 7.5м (ну, т.е., 2х7.5).
Номинальная скорость съемки - 16 кадр/с. У камеры были еще скорости 8 и 32. А еще режим покадровой съемки - так я снимал "мультфильмы".
Неприятная особенность этой модели (и многих других) - параллаксный видоискатель. Окно видоискателя расположено на несколько сантиметров выше объектива. Т.е., то, что я видел, было чуть выше чем то, что реально фиксировалось на пленку.
Ни о каком звуке речь не шла. Были разные попытки писать на магнитофтон, а потом синхронизировать, я таким страдал немного, а потом плюнул и изначально снимал всё как немое.

Несколько эпизодов фильма снято более продвинутой камерой, которую, "заразившись" от меня кинолюбительством, купил в комиссионке мой товарищ.



Кинокамера "Кварц-3". Фото с форума сайта http://www.rw6ase.narod.ru/

Приниципиальное отличие "Кварца-3" от моей камеры заключалось в наличии трехкратного зума. Хотя, "дырка" стала меньше: 1:2.4. В камере был еще и простенький экспонометр, ручку установки диафрагмы нужно было вращать до тех пор, пока стрелка в поле зрения видоискателя не попадет на специальную метку. Со своей камерой я использовал внешний экспонометр "Свердловск-2", а то и просто ставил диафрагму "на глаз", благо, глаз у меня натренированный. С параллаксом у "Кварца-3" было еще хуже: на длинном конце зума учитывать смещение нужно было где-то ближе двух метров, но в визире имелись параллактические метки, что облегчало кадрирование.

Снимал я как на черно-белую, так и на цветную пленки. Но цвет был до́рог и дефицитен и очень требователен к освещению, так что большинство моих наработок ч/б. Этот фильм снят на "Свему" преимущественно типа ОЧ-45, дискотека снималась на высокочувствительную ОЧ-180 (число обозначает чувствительность пленки в единицах ГОСТ, ОЧ - "обращаемая черно-белая"). Дискотека снималась с использованием подсветки: в медицинский рефлектор ("синяя лампа") я вкрутил специальную 300-ваттную "перекалку". Такие лампы давали очень мощный световой поток, но работали на пределе (поэтому и назывались "перекальными"), срок службы 300-ваттной лампы был 3 часа. Вот, значит, в одной руке - кинокамера, в другой - рефлектор с лампой.

Теперь пояснения по содержанию.

"Серова, 1" - это название отражает адрес моей школы. Правда, где-то с 1997 (точно не помню) этот участок улицы переименовали в ул. Юлиуша Словацкого (к визиту президента Польши), так что такого адреса в Днепропетровске больше не существует, а у школы теперь другой адрес. Ул. Серова осталась, она начинается от проспекта Карла Маркса вверх, но на ней теперь нету здания №1.

0:00-1:14 - Вступление.
Титры, панорама здания школы

1:15-1:39 - В школьном дворе.
Как раз пилили деревья. Ну, и одноклассницы тут

1:40-3:46 - На уроке труда (сбита резкость из-за забытой навинченной линзы)

3:47-8:13 - Уборка двора (урок труда)

8:14-8:49 - На перемене

8:50-9:27 - Торжественное комсомольское собрание в актовом зале с приглашенным ветераном Великой Отечественной войны

9:28-10:02 - На перемене - пацаны дурачатся

10:03-11:22 - Тренировка мужской и женской сборных школы по воллейболу в школьном спортзале

11:23-13:25 - Военно-спортивный праздник с участием курсантов Артиллерийского училища, о котором я упоминал в предыдущем посте. Поскольку я был занят фотосъемкой (я там в нескльких кадрах мелькаю внизу), то моей камерой снимал товарищ. И тут упомянутый параллакс сильно попортил кадры. Я-то привычный, а человек взял камеру второй раз в жизни. Снимал он, в том числе, с высоченной такой платформы, и, вот, перила иногда закрывают объектив. В видоискатель-то видно нормально, а объектив - закрыт

13:26-17:07 - Дискотека в актовом зале

17:08-17:48 - После школы, у фасада

17:49-18:02 - Заключение

Это был один из моих первых успешных опытов по оцифровке 8мм кинопленок, потом за 5 лет я технологию улучшил, но переделывать мне было лень, проект был закрыт. Фоновую музыку я подобрал исключительно по ритму, по динамике. Вставить в саундтрек что-то из того времени не получилось: воспринималось хуже, а Скутер как раз прекрасно попадает в видеоряд. Изначально у фильма вообще не было никакого саундтрека, да и показал я его один раз. Оцифровку подготовил к 20-летию окончания школы, записал на video DVD и подарил своим одноклассникам на встрече выпускников.

кино, 80-е годы, школа

Previous post Next post
Up