Газ 12 ЗиМ

Jan 12, 2008 01:24

В первой статейке в это сообщество напишу о своей безответной, пока, любви. О большом двухтонном (1940кг) агрегате - чуде советской автомобильной промышленности - автомобиле Газ12 ЗИМ.



Выплесну, так сказать, нарытые в просторах сети и вытянутые из родителей мегатонны информации о нём.
Известно, что Газ 12 начал разрабатываться в мае 1948 года.
На всю работу от разроботки до выпуска с конвейера было отведено 29 месяцев - слишком мало для создания чего-то концептуально нового.
Поэтому заводу настоятельно рекомендовали полность скопировать американский Buick.
Благо отважные газовские конструкторы, возглавляемые Андреем Александровичем Липгартом, несмотря на мощный прессинг со стороны руководителей Министерства автопромышленности, решили сделать всё наоборот. Они сэкономили время взяв 50% внутренних деталей от "Победы", создав абсолютно новый дизайн. И молодцы! :) Иначе бы чего он стоил этот ЗиМ?



На данной фотографии современный отреставрированный ЗиМ. В советское время выпускались ЗиМы только трёх расцветок - черные, светло-зелёные и, очень редко, белые. Зато эта машина выкрашена краской, дающей правильные блики. Сейчас очень популярны краски-металлики, но ЗиМ, когда конструировался был рассчитыван на тогдашнюю матовую краску. Она даёт красивые блики, подчеркивающие красоты ЗиМа. Крашенье же ЗиМа металликом - считается варварством, т.к. полностью уродует очертания машины, давая неверные блики. Так что если встретите выкрашенный таким образом Газ 12 скажите его хозяину, что он не прав ^_^

Что самое смешное - изначально он задумывался массовой машиной. Для использования в такси, в скорой помощи и для свободной продажи населению. Массовой, но проще ЗиСа и круче "Победы". Куда уж массам чего-то круче "Победы"! Даже она была несбыточной мечтой 99% жителей страны советов. Цена на неё составляла - 16 тысяч советских денег. А ЗиМ стоил аж 40тыщ. Конечно никто его себе позволить не мог. (однако в кареты скорой помощи основа из-под ЗиМа таки пошла). Поэтому и потому что за весь период выпуска от 1950 до 1959 года было выпущено всего 21527 автомобилей всех модификаций, ЗиМ был редкой тачкой даже среди чиновников. Мой папа (1954 года рождения) жил рядом с Омском и сказал, что Газ 12 в его время на весь Омск и Омскую область был только один. И на нем ездила какая-то церковная даже, а не правительственная шишка. Проще говоря было так: люди оборачивались, увидев на улице Чайку, Волгу или Победу - это было очень круто, но Газ 12 ЗиМ - был чем-то наподобие нынешнего ламборгини дьябло :) Люди со всех окрестностей сбегались посмтреть на эту машину, если она где-то появлялась. Пока что это единственное устное свидетельство о восприятии ЗиМа в обществе, которое я знаю. (ну ещё мама когда я спросила удивилась: "Тот самый ЗиМ?? Оооо... Это же очень крутая машина, да?)


Вот на этом изображении Газ 12 на заводе. Собран и спускается для того чтобы катать в своих недрах больших и важных особ.


А так выглядели каретки скорой помощи на основе ЗиМа. Неплохо, да? Интересно где такие ездили?

Но есть еще один интересный факт - из-за своей редкости и большой представительности сразу после начала выпуска ГАЗ-12 произвел переполох среди чиновников. Первые секретари обкомов имели положенные им ЗиСы - единственный автомобиль, по представительности превосходящий ЗиМ, и к появлению новой машины отнеслись сдержанно. Зато заместители "первых" страстно возжелали пересесть из скромных "эмок" и "Побед" в куда более представительные ЗиМы. Борьба за обладание газовским флагманом приобрела такие формы и такой размах, что журнал "Крокодил" (курируемый ЦК КПСС) вынужден был уже в начале 1952 года опубликовать едкий фельетон "Стоп! Красный свет!", клеймивший позором деятельность номенклатурных работников, шедших на всякие ухищрения ради получения персонального ЗиМа.
На самом деле я не удивляюсь такому вниманию к этой машине. Потому, что её стайлинг был исключительно красив для советского автопрома.


(Вот, собственно, и редкий белый вариант. Но уже наших дней.)
В ЗиМе было использовано максимум хромированных деталей (как в салоне, так и снаружи), плавность линий и внимание к мелочам поражали. (А ещё подсветочка в отделке носа светилась вместе с фарами ^_^ Очень модная фича была). Конечно "Победа" на его фоне казалась блёклой простушкой. Не знаю кому как, но меня неповторимый дизайн ЗиМа поразил и в 21-м веке. Он сшиб меня с ног летом 2007 года, когда я первый раз его повстречала. :)
В одной из подворотен я наткнулась на это заброшенной чудо.


Это он. Облезленький, но всё равно потрясающий.

Автомобилю, на который я набрела очень повезло. Насколько мне известно когда ЗиМы устарели и списывались - купить их можно было по цене обыкновенных жигулей. В 1980е коммерсанты часто использовали эти автомобили для перевозки тяжестей, например картошки; именно в это время большая часть сохранившихся ГАЗ-12 потеряли свою историческую комплектацию, приобрели чужеродные агрегаты трансмиссии, двигатели от грузовиков, и прочую страшную ерунду, что делает комплектный ГАЗ-12 в оригинальной, заводской комплектации весьма редким автомобилем и желанной находкой для коллекционера.


Это машинка, на которую я набрела. Этот цвет - и есть бывший светло-зелёный. Поясняю, потому как больно уж он невнятен на моей фотографии.

Именно так выглядел найденный мною ЗиМ. Я была поражена этой машиной. Честное слово - я очень не люблю транспорт с двигателями внутреннего сгорания и никогда не задумывалась о получении прав и присоединении к огромному количеству российских автомобилевладельцев, но когда я увидела его... моё сердце в самом деле стало биться чаще. Я с благоговением прикоснулась к этой громадине и навсегда запомнила буковки "Зим" у него на борту.
Позже я узнала что это за машина и как маловероятно то, что я когда нибудь стану её обладательницей. Родственники завели разговоры о реставрации других ретро машин.
А папа предложил выкупить за 500 долларов у одного знакомого дедушки раритетный Газ 13 (ещё на ходу!) Но потом, благо, тот дедушка одумался и так сам на нём и ездит.
А сестра, когда мы были в Финляндии сказала:
- Смотри как дёшево тут продают мерседес 42-го года! Смотри какая офигительная ретро машина! Ты же любишь ретро-машины?
- Я? Да нет. Что ты. Я не люблю ретро машины. Сердце моё принадлежит одному лишь ЗиМу.
:)))
Я допускаю что тот Газ 12 ЗиМ принадлежит какому-то коллекционеру и ждёт своего часа, но почему я навещала его столько раз (это не жилая зона), а он до сих пор стоит на одном и том же месте, на спущенных колесах осенью - засыпанный листьями, зимой - заваленный снегом? Надежда умирает последней. Я верю, что когда-нибудь сама сяду на место водителей тех чиновников :))

Собственно на том и закончу повествование об этом уникальном явлении в советского автопрома - автомобиле, внешне перекликающимся с Бьюиком и Каддилаком, но не похожим ни на тот ни на другой. И вообще как можно не любить его - в вики написано, что его аллигаторный капот благодря специальным хитрым петлям открывается туда и сюда, и вперед и назад и вбок - можно вообще снять нафик :)

Это же просто чудо какое-то.

50-е годы, техника, автомобиль

Previous post Next post
Up