Посуда из стран, которых нет

Mar 04, 2013 10:49

В соответствии с п. 30 Санитарных правил для предприятий общественного питания, утвержденных Минздравом СССР 01.09.1953 г., "столовая и чайная посуда допускается: фаянсовая и фарфоровая (тарелки, блюдца, чашки, кувшины и др.); стеклянная сортовая (стаканы, графины и др.); алюминиевая (ложки столовые, чайные), из нержавеющей стали (ложки столовые и чайные, вилки, ножи)".
Однако на быт законодательные нормы не распространялись, поэтому в домашней обстановке можно было позволить себе немного излишеств.
Вот, например, приобрести симпатичные кофейные пары.
Когда я была маленькая, думала, что эти чашки с блюдцами сделаны из драгоценных металлов, то есть только из золота и серебра. Ну, а как иначе? Они же такие красивые. Тем более, что размер позволяет не пожалеть для их изготовления именно благородные полезные ископаемые.
Но все оказалось прозаичнее, это изделия из мельхиора - сплава меди, цинка и  никеля. Возможно, что из нейзильбера, но по сути, состав этих двух сплавов отличается только пропорциями смешиваемых металлов.

Мне как лицу, не увлекающемуся ювелирным делом, ни по одной из представленных ниже кофейных пар нельзя понять, кто именно был их производителем. Ясное дело, что "сделано в СССР", но где именно. В интернете я информации не нашла. На чашках и блюдцах есть клейма, но что они означают, я также, к сожалению, не знаю. Знаю только, что в клеймах зашифровывается информация о месте и годе изготовления, но читать клейма я не умею.

К примеру, на этой чашке стоит клеймо ЛК4, а чуть ниже ММЕТ. Есть еще одна такая чашка, но там уже проставлено ЛКЕ, ниже - ЮММЕТ. На одном из блюдец клеймо ММЕТ, на другом - ЮММЕТ.
Хотя цена каждой пары одинакова - 18 р. 50 коп. Она проставлена на блюдцах.






А это уже не просто выгравированный узор, а скань.
Клеймо  на чашке ЛКО, чуть ниже 7ЮММЕТ. Вычитала, что это Мстёрская художественная фабрика, 1977 года. А на блюдце клеймо 8 ЮММЕТ. Странно, если цифра означает год выпуска, то как же эти чашка с блюдцем обрели друг друга?
Стоимость 14 р. 50 коп.




Вот у этого набора все сходится, клейма одинаковые - 8 ЮММЕТ.
Стоимость 12 р. 00 коп.




Эти чашечки появлялись в нашей семье постепенно. А, если быть совсем точной, то еще до возникновения семьи как таковой, поскольку в период ухаживания за моей мамой мой папа дарил ей на разные праздники по одной такой чашечке с блюдцем. По двум чашкам даже можно понять, к каким событиям подарки были приурочены. Одна была преподнесена ко дню 8 марта, а другая - ко дню рождения, о чем свидетельствуют гравировки.
И было это в 1978 году.

Еще меня заинтересовал следующий момент: По правилам этикета даритель не должен указывать одаряемому на стоимость подарка. Поэтому считается хорошим тоном не прикладывать к подарку чеки, отрезать ценники и всячески скрывать, во сколько обошелся подарок. А в этом случае скрыть просто не получится - цена проставлена на век прямо на изделие. Хотя назначение у этих чашек-блюдец именно сувенирное, а, значит, дарительное.




Честно признаюсь, на моей памяти не было случая, чтобы эти мельхиоровые чашки использовали по назначению. Они просто стояли в серванте и даже в момент прихода гостей не доставались. Просто у нас никогда дома не было не то чтобы культа кофе, а вообще кофе. Только чай. А из этих мини-сосудов чая вдоволь не напьешься.
Поэтому в наличии имелся чайный сервиз с целевым назначением "гостевой".
Это продукция ЛФЗ (Ломоносовского фарфорового завода) периода середины 80-х прошлого века. Кстати, долгое время я думала, что ЛФЗ расшифровывается как "Ленинградский фарфоровый завод".
Я не знаю, как этот сервиз называется, где-то на просторах интернета его зовут "Золотые листья". Но не в названии суть. Я в этот сервиз влюблена по нескольким причинам. Ну, ностальгическую составляющую моей любви называть не буду. Причина первая: рисунок - мне кажется, что очень удачно подобраны цвета и даже довольно большое количество золота не придает ему аляповатый вид, а, напротив, облагораживает. Причина вторая: форма - она весьма интересна, необычна, имеет приятные плавные изгибы (правда, не совсем удобно мыть, но это издержки). Кстати, данный сервиз (даже с таким именно рисунком видела в магазине, но в более грубом исполнении) до настоящего времени производят на этом заводе, который уже сменил название с короткой аббревиатуры на пышное - Императорский фарфоровый завод.




На оборотной стороне каждого предмета сервиза проставлен именной заводской вензель и клеймо ВНЕ ГР. Маркировка ВНЕ ГР применялась на ЛФЗ в период с 1970 г. по 1989 г. и означала, что изделие превышает 15 группу сложности рисунка. С 60-х годов на ЛФЗ сложность рисунка подразделялась на 15 групп. Сами буквы могли иметь красный, синий и зеленый цвет, что означало, соответственно, первый, второй и третий сорт.




К гостевому чайному сервизу, безусловно, полагались гостевые же чайные ложки. И они у нас были. Производство Кольчугинского завода им. С. Орджоникидзе. Ныне Кольчугинский завод столовых приборов.
Ложки тоже мельхиоровые, но с изыском - с позолоченным черпаком. О чем и говорит нам чудом сохранившаяся коробка, на которой, кстати, дана еще и ценная информация по уходу за изделиями. А именно: "поверхность очищается зубной пастой, нанесенной на увлажненную мягкую ткань".




А вот и наполнение коробки - шесть штук, как написано.




На каждой ложке проставлен знак качества с названием страны, которой нет, аббревиатура МНЦ (мельхиор то есть), а также цена в 4 р. 45 коп. Предполагаю, что если есть цена на каждой ложке, то их можно было по одной покупать, если сразу на шесть не хватало. Только без коробочки.




А еще у нас был фарфоровый столовый сервиз, тоже из серии "гостевой-пылевглазапускательный". Хотя почему был? Есть. Сначала предполагалось, что он будет использоваться на постоянной основе, но потом родителям стало его жалко, и большую часть своего времени он простаивал за дверью серванта. Зато когда он выставлялся на стол, то сразу было видно - в доме торжество.
Сервиз очень тонкого фарфора с аристократичной каемкой по краю. И больше никаких излишеств. Ненашенский. Взаправду заграничный. Сервиз требовал богатых столовых приборов в тон каемке. И папа совершил очередной широкий жест, принеся в дом бордового цвета коробку с бархатными бордовыми же внутренностями, на которых покоились ножи, вилки, столовые и чайные ложки. Всего по три. И все из того же мельхиора, с покрытием серебром и по слою серебра - золотом. Производство уже упомянутого ранее Кольчугинского завода им. С. Орджоникидзе. Такие наборы выпускаются до сих пор и называются "Серебряная роза". Какое имя они носили при советской власти, я не знаю. Опрометчиво выкинула и упаковку, и бумажку с полезной информацией.

Вот они, тарелка из сервиза и часть столовых приборов вместе.




Предметов в сервизе много, кроме суповых тарелок и тарелок под второе, есть даже подтарельники, соусница, солонка и перечница, несколько салатников разной формы и самый важный элемент - супница.
На каждом из предметов сервиза внизу проставлены одинаковые надписи. Красивым шрифтом - на нерусском. Шрифтом проще - на русском. Из надписей становится понятно, что изготовлен сервиз был в стране, которой тоже уже нет, - в ГДР, город Веймар.




На приборах цена уже не указана, только имеется знак качества.




Прохладительные напитки в торжественных случаях употреблялись из чешского хрусталя. В нем и лимонад становился вкуснее. Да-да, снова заграничные штучки. Ровно шесть бокалов и опять из страны, которой нет, - из Чехословакии.

Вот один из шести.




Да, вот такая ирония - стран уже нет, а посуда еще есть.

посуда

Previous post Next post
Up