Дралоскоп и другая множительная техника

Nov 01, 2012 12:09

В продолжение серии постов про бытовые мелочи.

Необходимость размножать разные материалы была всегда. "Эрика", конечно, берет четыре копии ("Москва" - десять), но ни та, ни другая не могли копировать рисунки и чертежи. Да и на то, чтобы перепечатать книгу, времени уходило очень много. Копировали, конечно, куда деваться-то. Но иной раз требовались другие методы. И материалы, которые по разным причинам не издавались, тоже перепечатывали - вроде сборников авторской песни, например.

Для копирования книг существовала пересъемка. Между отверстием для объектива и самим объективом вкручивались специальные кольца, сам фотоаппарат закреплялся на штатив (можно было использовать и штатив для увеличителя) - и вперед. Главное было правильно положить книгу. Пленка - негативная или позитивная, черно-белая. Если позитивная - то читать книгу можно было потом через фильмоскоп. У меня до сих пор сохранился переснятый таким образом "Архипелаг ГУЛАГ", несколько тамиздатовских сборников Бродского и Гумилева и кое-что из не слишком разрешенной тогда классической литературы (хотя вроде бы и не запрещенной). Дело-то в том, что такие книги обычно давали тайно, на несколько дней, перепечатать их за пару дней было трудно, поэтому сначала переснимали, а потом уже более или менее спокойно печатали. Пересъемка была делом довольно затратным, стандартная пленка - это 36 кадров. Упомянутая книга Солженицына - это целый мешок пленок, я даже и не считала, сколько.

Иное дело - копирование рисунков и чертежей. В строительных организациях их "отсинивали" - получались копии на такой лиловатой бумаге, а сами линии были того же цвета, но темные. Этот способ пока что совсем не исчез, кое-где чертежи таким образом размножают и по сей день. Кстати, копировали не только чертежи - конечно, бумага учитывалась, но можно было очень попросить специалиста, который этим занимался, и сделать что-нибудь свое, типа песенника для "корпоратива", который тогда, конечно, так не назывался, а именовался просто молодежным вечером такой-то организации. Но для студента этот способ не подходил.

Для копирования чертежей была придумана штука, которая в народе получила название "дралоскоп". Устроена она очень просто. Брался раздвижной стол, который в 60-70 годы был почти у всех. Раздвигался. На него укладывался кусок стекла и чем-нибудь закреплялся - чаще всего толстыми книгами. Вниз ставилась табуретка, а на нее - настольная лампа, желательно без абажура. В крайнем случае, ее можно было развернуть так, чтобы свет падал точно на стекло.

А дальше -все просто. На стекло укладывался чертеж, который надо было скопировать. На него - чистый лист. Оба листа тщательно совмещали и прикрепляли. Если оргстекло было достаточно мягким, то кнопками, иногда - кусочками изоленты (синей, а не черной, потому что отлеплялась легче). Можно было и капельками клея по углам, но очень осторожно. Включали лампу и переводили.

Когда у нас появился стол со стеклянной столешницей - пользовались им все знакомые студенты. Правда, прикрепить чертеж кнопками к оконному стеклу, естественно, невозможно. Но изолента выручала.

самиздат, студенты, 60-е годы, 80-е годы, 70-е годы

Previous post Next post
Up