Театр имени Максима Горького - "образец большевистской заботы об отдыхе трудящихся".

Jul 13, 2012 16:49



Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону был построен в 1935 году по проекту академиков Владимира Алескеевича Щуко и Владимира Георгиевича Гельфрейха.
Здание театра входит в список мировых шедевров конструктивизма и вызывало восторженные отзывы Оскара Нимейера и Ле Корбюзье.
Барельефы на входе выполнены Сергеем Григорьевичем Корольковым.





Совсем недавно мне удалось приобрести фотоальбом, посвященный театру имени Горького, выпущенный всего через год после его открытия - в 1936 году. Почти одновременно с этим мне в руки попала статья Бориса Анненского "Перелистывая страницы архива. Из истории театральных зданий Ростова". Статья была написана и опубликована в альманахе "Литературный Ростов" в 1940 году. 
Очень интересно товарищ Б. Анненский описывал прелести нашего театра, так что приведу большую цитату из его статьи:

"В конце 1929 года Ростовский городской совет признает "состояние театрального дела в Ростове-на-Дону совершенно катастрофическим в силу отсутствия годного театрального помещения... и принимает решение о постройке нового театра, соответствующего культурным запросам трудящихся индустриального советского Ростова.
Летом 1930 года состоялся конкурс, на который было предоставлено 25 проектов театральных зданий. Первая премия была присуждена профессору Бархину, но театр строился по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и архитектора профессора В.Г. Гельфрейха, представивших свой проект вне конкурса; этот проект оказался наиболее приемлемым.
Для постройки нового театра была отведена громадная площадь - Ростово-Нахичеванская межа: объединение этих двух городов в один и быстрый рост социалистического Ростова превратило "межу" в почти геометрический центр Ростова.
... 1935 год. Вторая сталинская пятилетка. Пролетарский Ростов выстроил новое театральное здание на 2.200 мест.
Здание Ростовского театра имени Максима Горького - одно из самых больших театральных зданий СССР. Его кубатура равна 220 тысячам кубических метров. В стенах театра уложено 8 миллионов штук кирпича. На строительство ушло около 00 вагонов металла и 230 километров электрических проводов. На полы здания уложено 12 тысяч квадратных метров паркета. Здание облицовано гранитом и лабрадором (уложено 3 тысячи квадратных метров) и инкерманским известняком (8 тысяч квадратных метров)...
Объем строительства требовал организации собственного производства кирпича, разработки гранитных и мраморных карьеров на Украине, в Крыму, на Урале и устройства лесопилки. При самом строительстве были организованы деревообделочная, мебельная, меднолитейная, механическая, слесарная мастерские, а для подвозки строительных материалов была проложена железнодорожная ветка.
Размеры зрительных и служебных помещений, а также сцены - огромны.
Вестибюль театра занимает площадь равную 500 квадратных метров - здесь с успехом целиком могло бы поместиться здание театра, который собирался построить в Ростове купец Смирнов, зрительный двухярусный зал вмещает 2.200 мест и занимает площадь в 650 квадратных метров; сцена - 1.100 квадратных метров - имеет портальную арку равную 22 x 12 метров, глубину - 53 метра, высоту центральной части - 25 метров, под буфет отведена площадь в 300 квадратных метров и т.д.
Сцена театра полностью механизирована, имеет три поворотных круга и снабжена противопожарным металлическим занавесом, вес которого равен 2.500 пудам, несмотря на такую колоссальную тяжесть, занавес в течение минуты изолирует зрительный зал от сцены. Все механизмы сцены, в том числе и театральный занавес, приводятся в действие 150 моторами.
Для освещения театра и приведения в действие его механизмов построена специальная электрическая подстанция, мощность которой равна электрической станции, освещавшей весь дореволюционный Ростов.
Сцена и служебные помещения театра радиофицированы, так что в любой момент, в любом служебном помещении можно знать, что происходит на сцене во время репетиций и спектаклей.
Мощная вентиляционная установка обновляет воздух в зрительном зале до 6 раз в час.
Отделка фасада и всех "открытых" помещений театра - вестибюль, фойэ, зрительный зал и др. - сделаны из гранита, мраморов всевозможных расцветок и других благородных камней; кресла, диваны, портьеры, абажуры - кожа, шелк, бархат...
Подсобные театральные помещения, в особенности актерские рабочие кабинеты..., комнаты отдыха, репетиционные зали др. построены с такой же заботой советской власти о рабочем месте трудящегося с какой построен театр-дворец, являющийся образцом большевистской заботы об отдыхе трудящихся, образцом сталинской заботы о живом человеке.
29 ноября 1935 года новый театр был ьоткрыт: после торжественного собрания состоялось представление пьесы Дм. Фурманова и С. Поливанова - "Мятеж".

Замечательное описание... Почему-то я задумался - а как товарищ Б. Анненский описал бы, например, картину "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи? Изображено 13 человек, картина писалась в течение 3 лет, площадь полотна 404.800 квадратных сантиметров, ушло 3 килограмма краски, изображено 13 человек, периметр картины 2.680 сантиметров?.. Ну, и, конечно: картина пропагандирует совместный прием пищи трудящимися и ее равное разделение в соответствии с вкладом каждого в общее дело...
Но, если отвлечься от социалистических штампов, которые сегодня читать даже забавно, господа! наш театр - шедевр, который мы практически не замечаем, проезжая миом почти каждый день.

Эти фотооткрытки являлись составной часть фотоальбома, выпущенного в 1936 году, через год после окончания строительства театра, и на них запечатлен первоначальный вид театра и его интерьеров. Все фото были сделаны фотографом Н.Н. Астафьевым.

























Эта фотография сделана годом позже, в 1937 году:



архитектура, театр

Previous post Next post
Up