Егоров В.И. Солдатские и гренадерские сумы русской пехоты периода Великой Северной войны 1700-1721

Sep 14, 2018 15:56

Егоров В.И. Солдатские и гренадерские сумы русской пехоты периода Великой Северной войны 1700-1721 (отзыв на статью С.И. Шаменкова) Нужная статья под номером 52.

Сколько уже говорено и писано о том, что эти пафосные произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства на тему Великой Северной войны менее всего связаны с требованиями реализма; что перед художниками и граверами не ставилось таких задач, как, скажем, перед исполнителями заказов Николая I. «Баталии» и «виктории» в искусстве петровского времени аллегоричны. А посему известнейшая картина П.Д. Мартена отражает не столько реалии битвы при Лесной 28 сентября 1708, сколько картину того же автора о битве при Флерюсе 1 июля 1690, переделанным подобием которой она является. [20] Барельеф Б.К. Растрелли о сражении при Добром 30 августа 1708 почти дословно повторяет левую часть триптиха Л. Лагера о сражении при Бленхейме 13 августа 1704 и т.д. Встречаются и совсем примитивные имитации, почти обманки: конная фигура Петра на фоне «семнадцативековых» голландцев и французов.

Вот эта аллегоричность; нескрываемая и как бы сама собой разумеющаяся подражательность обусловили вывод, к которому в конце концов пришел (и неоднократно озвучивал) С.А. Летин: униформологический интерес в «баталиях» представляют фигуры переднего плана, главным образом - сам Петр I в преображенских мундирах разного покроя, причем зачастую на те годы, когда создавались картины, а не на те, когда происходили изображенные на них события…

Но С. Шаменкову всё равно. С бесстрашием искусствоведа он углубляется в мельчайшие детали; анализирует форму крышек, углов, длину и способ крепления перевязей. Неминуемо возникает вопрос о двойных стандартах. Вот пресловутый барельеф о сражении при Добром, фрагмент которого С. Шаменков поместил на с.71 в качестве иллюстрации к своим сентенциям о гренадерских сумах. Значит ли, что барельеф также может служить источником по гренадерским шапкам? Правда, у армейских гренадеров они остались «английские» (с Бленхейма). Зато уж с гвардейскими шапками Растрелли расстарался. Судя по барельефу, они состояли из продолговатой (как желудь) тульи и двух козырьков. Передний был в полтора-два раза ниже тульи и украшался гербом в виде двуглавого орла. Задний козырек, еще короче переднего, тоже был завернут вертикально вверх и прижат к тулье. Макушку головного убора венчали два пера. Итак, подлинное изображение, мягко говоря, расходится с картинкой из «Исторического описания…». Даже основные пропорции гвардейской гренадерской шапки - не такие, как принято считать и как «въелось» в восприятие художников, скульпторов и энтузиастов, реконструирующих облик петровских солдат.

Смешно? А по-моему, грех смеяться над такими «реконструкциями». И над реконструкторами, которые почему-то уверены, что художник, слепивший пародию на гренадерские шапки, изобразил остальные предметы с геометрической точностью.

...

[20] «Совершенная виктория». К 300-летию Полтавского сражения: каталог выставки / Государственный Эрмитаж, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». СПб., 2009. С.64.

Барельеф Растрелли в хорошем качестве в есть в статье уважаемого В. Егорова. А нужная часть триптиха Л.Лагера - вот тут. Тут - "одним куском".
Previous post Next post
Up