Бездоспешные татары

May 15, 2017 22:01



Егоров В.И. Русская армия глазами австрийского наблюдателя. Примечания капитана Парадиза о походе 1738 года. (на правах рукописи).

Я включител[ь]но пред[ъ]являю, что думать не надобно, чтоб все татара довол[ь]но лошад[ь]ми снабдены были, ибо мне казаки сказывали, что множество и между ими безлошадных есть, и что то по несчастию российскую армею такие окружают, из которых множество добрыми панцырями снабдены.

1738 год.

Как видим - человеку, который татар видел непосредственно на походе и в бою, они и в 18 веке бездоспешными не показались. "Множество", конечно, оценочное суждение, но, все-таки, как быть с тем, что крымцы, по мнению некоторых авторов, еще в 16 веке разбронировались?

Каширин В.Б. «Верное описание прошедшей турецкой войны»: Неизвестный стратегический меморандум генерал-аншефа графа П.И. Панина и разгаданная тайна авторства анонимных воспоминаний о войне России и Турции 1736-1739 гг. // Славяне и Россия. Россия: взгляд на Балканы. XVIII-ХХI вв. К 100-летию со дня рождения И.С. Достян. М., 2021

Егоров В.И. Русская армия глазами австрийского наблюдателя. Примечания капитана Парадиза о походе 1738 года // Связь эпох: исторический альманах. Вып. 1. М., 2018. С. 11-30. Этот документ сочетает черты мемуарного свидетельства и служебного отчёта военного наблюдателя, давшего профессиональную оценку русской армии того времени. Впрочем, еще в XIX веке данный источник использовали С.М. Соловьев и А.А. Кочубинский, а в наши дни ― С.Г. Нелипович. Последний высказал абсолютно верное, на наш взгляд, предположение, что «капитан Парадиз» ― это псевдоним австрийского военного уполномоченного при русской армии фон Райски. См.: Нелипович С.Г. Союз двуглавых орлов: русско-австрийский военный альянс второй четверти XVIII в. М., 2010. С. 239. В.И. Егоров приводит фамилию упомянутого лица в написании «де Рейски», что не совсем точно, и придерживается версии, что это был некий анонимный помощник австрийского военного агента. Не вполне выясненными остаются обстоятельства создания этого документа и появления его копии в Российском государственном архиве древних актов. Сведения о предполагаемом авторе у нас также отсутствовали. Нам удалось найти некоторые данные о личности австрийского военного представителя при русской армии. Это был Франц Венцель Райски барон фон Дубниц (нем. Franz Wenzel Reisky Freiherr von Dubnitz; 1687-1741), офицер австрийской службы, в 1726-1738 гг. ― полковник пехотного полка Йохана Фридриха графа фон Дизбаха. С этим полком он служил на Сицилии, командовал гарнизоном Сиракуз, руководил обороной этой крепости в 1735 г. против испанских войск и затем капитулировал на почётных условиях. В 1738 г. произведён в чин генерал-фельдвахтмейстера. В 1738-1739 гг. ― военный уполномоченный (нем. Militärbevollmächtigte) при союзной русской армии. Был фактическим руководителем обороны крепости Глогау в Силезии против пруссаков в ходе Первой Силезской войны в 1741 г., был смертельно ранен и умер 3 августа 1741 г. Правильное произношение его фамилии ― «Райски», и почти вне всякого сомнения, именно она была зашифрована в псевдониме «капитан Парадиз». Это разрешает и недоумение В.И. Егорова, выраженное в словах: «Такое впечатление, что перед нами не капитан, а по меньшей мере генералпоручик». Райски фон Дубниц действительно был опытным военачальником, и его чин соответствовал генерал-майорскому.

P.S. Каширин В.Б. Последняя победа Крымского юрта: Бой у урочища Мигея 7 (18) июня 1769 г. // Крымское историческое обозрение. 2023. Т. 10, № 2.

- В скорости неприятель со всех трех сторон напал на вагенбург конницею, но не будучи в состоянии причинить какой-либо вред, отступил и, спеша часть своих людей, с превеликою жестокостию пехотою и конницею вторично атаковал. Тут сколько ни употребляемо было сопротивление стрельбою и пиками; но неприятели, будучи большою частью панцырныя и потому мало вредимы, разорвав на правом фланге возы, в обоз ворвались и превосходным числом всю команду привели в смятение и, побивши многих, оставшее малое число принудили обратиться в бег и искать спасения, где кто мог.

- Согласно ж показали, а писарь войсковой Петровской разнится только тем, что неприятель не с двух противных сторон, но с одной шел в разных двух кучах: одна горою, а другая долиною, а пришед на гору, соединился и в самое то время как бы половинная часть, отделясь, скоропостижно побежала на ту сторону лагеря к Орлу и потом вдруг окружили лагерь, так же панцырных он не приметил и не видал.

- Показывая таким же образом, как вышеписанные иные, сказали, что они вогнаты были татарами в реку, иные что принуждены были прятаться по разселинам камней; некоторые, что с полковником будучи в скале, от неприятелей отстреливались, а некоторые, что его с ними тамо не было, многие, что неприятель был в панцырях, а все согласно, что оной в великом числе атаковал со всех сторон вагенбург, вломился с левого флангу их разбить, и что они противустояли оному с крайним упорством и начальники их при них до совершенного разбития безотлучно были и что бегущих их и обороняющихся многих на берегу реки и в реке пловущих неприятели убивали.

Previous post Next post
Up