В тумене не обязательно должно быть 10 тыс. чел. Могло быть и меньше. Да и число туменов явно указано неправильно, иначе получается запредельная цифра в 400 тыс. человек.
Это к теме "условных чисел". Есть подозрение, что "12" и "40" тысяч или туменов не указывают на численность, как таковую, а находятся в одном ряду с обозначениями "мириады" или "тьма". Вот тут, к примеру, было - https://ametsheykhumer.livejournal.com/31809.html
И вам добрый день! Прекрасное и дельное замечание! Как то раньше не думал об этом, хотя и знал, что кочевники не любят точных чисел. Хочу лишь дополнить, что число 40 имеет не символическое, а сакральное значение в тюрко-монгольском мире. Это цифра имеет сугубо ритуальный характер и используется в обрядовых действиях, направленных на удачу и благополучие. Считается, что точное число твоего скота или воинов может стать известно злым духам, шире - потусторонним силам, которые могут негативно повлиять на это самое число. Да что говорить, даже сейчас знать точное число своего скота - грех.
Спасибо, ушел размышлять о роли чисел у кочевники и отодвигающейся пенсии )))
При этом, кажется, эти числа ("12" и "40") могли разойтись фактически по всей сфере, которая подвергалась воздействию тюрок и монголов. К примеру, в отчете А. Суворова за 1780-й год войско в 40 тысяч указано у царя Ираклия и шамхала тарковского, который, насколько понимаю, претендовал на царский/падишахский статус. Это может быть и совпадение, конечно. А может и не быть.
Тут можно предположить, что если Суворов опирался на доклады от местных кочевников (ногайцев, туркмен или еще кого), то такая трактовка имеет право на жизнь. Хотя ...
Я изменил свое мнение (был поспешен), сакральное число можно использовать только по отношению с "своим". Что же касается "чужих", то тут нет нужды соблюдать такие правила, а можно просто дать предположительное число противника.
ЗЫ. Примечательно, что здесь мы имеем прямое указание на устную передачу информации о походе Бату. Потому, что сакральность числа 40 имеет народные корни и кроется в традиционном мировоззрении. По сути, Рашид-ад-Дин просто передал устные предания, а не опирался на какие-либо исторические документы.
ЗЗЫ. Несколько не из той оперы, но тоже про числа. Вы знали, что калмыки и джунгары для учета убитых врагов отрезали правое ухо?
Comments 7
Reply
- Да и число туменов явно указано неправильно
Это к теме "условных чисел". Есть подозрение, что "12" и "40" тысяч или туменов не указывают на численность, как таковую, а находятся в одном ряду с обозначениями "мириады" или "тьма". Вот тут, к примеру, было - https://ametsheykhumer.livejournal.com/31809.html
С уважением.
Reply
Как то раньше не думал об этом, хотя и знал, что кочевники не любят точных чисел. Хочу лишь дополнить, что число 40 имеет не символическое, а сакральное значение в тюрко-монгольском мире. Это цифра имеет сугубо ритуальный характер и используется в обрядовых действиях, направленных на удачу и благополучие. Считается, что точное число твоего скота или воинов может стать известно злым духам, шире - потусторонним силам, которые могут негативно повлиять на это самое число. Да что говорить, даже сейчас знать точное число своего скота - грех.
Спасибо, ушел размышлять о роли чисел у кочевники и отодвигающейся пенсии )))
Reply
С уважением.
Reply
Я изменил свое мнение (был поспешен), сакральное число можно использовать только по отношению с "своим". Что же касается "чужих", то тут нет нужды соблюдать такие правила, а можно просто дать предположительное число противника.
ЗЫ. Примечательно, что здесь мы имеем прямое указание на устную передачу информации о походе Бату. Потому, что сакральность числа 40 имеет народные корни и кроется в традиционном мировоззрении. По сути, Рашид-ад-Дин просто передал устные предания, а не опирался на какие-либо исторические документы.
ЗЗЫ. Несколько не из той оперы, но тоже про числа. Вы знали, что калмыки и джунгары для учета убитых врагов отрезали правое ухо?
С уважением.
Reply
"Может быть, когда-нибудь вскроется, что в Кизляре, Дербенте или в Тифлисе существует фабрика фальшивых чеченских ушей" (с)
Reply
Reply
Leave a comment