Никифор Григора. Болгарские бриганды

Oct 01, 2020 19:15



Никифор Григора. VIII.14

1326 год, болгарские бриганды.

Итак, когда мы находились в таких обстоятельствах, вдруг, точно бесовские привидения, выскакивают из тамошних скал и ущелий какие-то люди, одетые в черные одежды из шерсти и шкур, снятых с животных. Правда, это не были закованные в латы воины, но и не то чтобы совсем безоружные люди. Большинство из них имело в руках оружие ближнего боя, как-то копья и топоры. Впрочем, были и такие, что имели луки и стрелы.

В оригинале







αγχεμαχα τινα οργανα - орудия для ближнего/рукопашного боя. К нему Григора относит лонхи/λογχαις и топоры/πελέκεσιν.

τηλεβολοις - довольно расплывчатое "бьющее с удаления оружие". Может быть - "луки", может быть - "луки и стрелы". А то и метательное в широком смысле - от пращи до дротиков?

Там, где у переводчика не то чтобы совсем безоружные люди, у Григоры текст тоже изрядно вычурный. Он использует слово псилы, каковое обычно указывает на "легковооруженных". В том числе - и у самого Григоры в других эпизодах (IX.9).

οτι μη καθαπαξ ψιλοι - "они не полностью/совершенно псилы".

ου κατάφρακτοι τινες ὁπλῖται - "не оплиты-катафракты", "не укрытые [броней] тяжеловооруженные".

P.S. Если предположить, что для Григоры ψιλοι это именно что безбронные метатели (стрелки?), то всё, кажется, встает на свои места. Болгары не были закованными в доспехи тяжеловооруженными (оплитами-катафрактами), но и полностью псилами не являлись, так как оснащены были оружием ближнего боя (топорами и копьями), а метательное использовала только часть из них.

P.P.S. Для сравнения - комментарий из Два византийских военных трактата конца X века. 2002

Псилы (единственное число - псил). Термин широ­ко известен в предыдущей и последующей военно-научной литературе, где он может иметь несколько смысловых оттен­ков. В самом общем смысле этот термин является родовым понятием, противоположным понятию оплиты, - им обо­значаются все категории солдат легкой пехоты, которые не имеют (если исходить из этимологии слова) никакого защит­ного вооружения. В более узком смысле (а именно такой узкий смысл превалирует в трактате «De velitatione bellica») псилы представляют собой особую категорию легкой пехо­ты, которая, в отличие от других легковооруженных пехотин­цев, поражавших врагов на дальней дистанции (упомянутые выше токсоты и сфендониты), действововала оружием ближнего боя (два эпизода, упоминаемые автором «De veli­tatione bellica», когда псилы участвуют в обстреле вражес­ких позиций (гл. X и XXIV), следует, вероятно, понимать так, что в данных эпизодах псилы метают камни вручную). Согласно уже упоминаемой ранее установке «Стратегикона Маврикия» (Strategicon, VIII, 2, 18), нормальной является ситуация, когда во время сражения ромейские псилы долж­ны противостоять вражеским псилам. Однако из дальней­ших сообщений автора «De velitatione bellica» следует, что псилы находили весьма широкое и разнообразное боевое применение: они могли участвовать в нападении на неприя­тельский лагерь (гл. X и XXIV), в захвате и удержании клисур (гл. XX), в преследовании противника во взаимодей­ствии с кавалерией (гл. XXIII) и даже в отражении атак вра­жеской конницы (гл. XXIV).

Слово "псил" может употребляться для обозначения легковооруженного не-стрелка/не-метателя. Для сравнения - Шабан В.А. Термин "легковооруженный": к вопросу о видах войск // Para bellum. №19. 2003.

Previous post Next post
Up