Всматриваемся в прошлое, чтобы лучше видеть будущее

Nov 07, 2017 08:45



© Авторская колонка В. Матвиенко к 100-летию Октябрьской революции в "Известиях".

Не одно поколение школьников Советского Союза заучивало наизусть стихотворение, начинавшееся словами: «День 7 ноября - красный день календаря». С распадом СССР 7 ноября перестало быть главным государственным праздником. Но события, которые стоят за этой датой, - неотъемлемая составляющая национальной истории, определившая дальнейшее развитие страны.

Это действительно так. Надо признать, что Русская революция - не отклонение, не роковая случайность, а неизбежный результат неумения, неспособности власти, правящего класса царской России своевременно и умело осуществить давно объективно назревшие перемены.

Это неоспоримый факт, о котором говорили и писали очень многие в то время. В том числе и те, кого невозможно заподозрить в симпатии к революции и революционерам. Вот что писал, в частности, последний министр финансов Российской империи П. Л. Барк. По его мнению, назревшие преобразования можно было осуществить посредством взаимодействия «верховной власти и подчиненных ей бюрократии и законодательных учреждений». Однако, констатирует он, с определенного момента эта возможность была упущена по причине оторванности императора и императрицы от действительной жизни: «Несмотря на ряд предупреждений, которые получали с разных сторон, они не отдавали себе отчета в серьезности всё возрастающего оппозиционного настроения в стране. Чрезвычайные потрясения войны создали обстановку, благодаря которой революционные элементы достигли своей цели».

Говоря иначе, то, что объективно необходимые перемены вылились в события, которые до основания потрясли страну, тяжелым катком проехались по жизни многих миллионов людей, - «заслуга» всех участников революционного процесса. Здесь нет никого, кого мы в свете накопленного с тех пор опыта могли бы считать воплощением абсолютного зла или абсолютного добра. Любая революция - показатель дефицита гражданской и моральной ответственности и власти, и тех, кто противостоят ей. Из всех возможных путей разрешения назревших проблем этот, пожалуй, сопряжен с самыми большими рисками. Его неизменные жертвы - особенно в условиях крайней радикализации, как это было во время Русской революции, - страна, народ.

В России и за ее пределами этой теме было посвящено порядка 1,2 тыс. конференций, симпозиумов, выставок. Не говоря уже об огромном количестве выступлений в средствах массовой информации, интернете, социальных сетях.

Можно со всей определенностью сказать, что в нашей стране фактически состоялась дискуссия общенационального масштаба. Она носила широкий, открытый характер, была полностью свободна от налета официоза, регулирования. В немалой степени благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям возможность высказаться получили все, кто хотел это сделать. И люди, что называется, выплеснулись. На мой взгляд, это придало обсуждению особую ценность. По сути, мы получили панорамную картину идейного и политического ландшафта современной России.

Дискуссия подтвердила: и сто лет спустя разброс взглядов на Русскую революцию в нашем обществе остается значительным. Вплоть до полярных ее оценок. Иначе и быть не могло, ведь речь идет о кардинальных изменениях, даже катаклизмах, в истории не только России, но и всего человечества. Эхо таких глубоких политических, экономических, социальных сдвигов звучит очень долго во всех странах. В США, например, в ряде городов недавно прошли волнения, причиной которых стали расхождения американских граждан в отношении к гражданской войне Севера и Юга. А ведь она закончилась более 150 лет назад. Совершенно очевидно, что и в нашей стране, и за ее пределами копья в связи с Русской революцией будут ломаться еще долго.

На мой взгляд, гораздо важнее то, что, несмотря на сохраняющиеся различия, оживленные, порой даже жаркие споры, обсуждение не переросло в острую конфронтацию, ожесточенное противостояние, раскалывающее российскую нацию. А ведь «пророчеств» такого рода хватало. Но народ оказался мудрее.

Сказанное не означает, что в обществе достигнуто полное согласие относительно Февраля, Октября и того, что последовало за ними. Историческая память народа об этой эпохе - это память как о великих свершениях, так и о трагических событиях. И одни люди делают акцент на первом, другие - на втором. Кровопролитная гражданская война, уничтожение церкви и гонения верующих, насильственная коллективизация крестьян, политические репрессии - всё это реальности революции, советского периода истории. Я полностью согласна с президентом России: это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти, невозможно оправдать. Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о причинах, которые их породили.

Но помнить и призывать к сведению счетов - не одно и то же. Столетие Русской революции не должно использоваться для того, чтобы вновь ввергать общество в опасное, раскалывающее страну противостояние. И этого не произошло. Я вижу в этом убедительное свидетельство того, что в нашей стране утвердился гражданский мир, в основе которого - цели, ценности, принципы, нормы, провозглашенные в Конституции России. Мы выстроили демократическую, устойчивую, эффективную систему взаимодействия государства и общества. В ходе дискуссии она прошла проверку на прочность и выдержала ее.

«Знать, понимать, уважать свое прошлое, чтобы уверенно идти к новым рубежам технологического, экономического, социального, культурного развития» - так бы я охарактеризовала запрос общества, обозначившийся в ходе юбилейной дискуссии. Сейчас, когда Россия преодолела экономический спад, выходит на траекторию устойчивого роста, в структурах власти, в деловых кругах, в обществе идет активная работа по формированию стратегии, обеспечивающей движение именно в этом направлении. Решению встающих здесь задач посвящены практически все последние выступления президента Российской Федерации. Эффективность работы федерального правительства, региональных органов государственной власти рассматривается им в первую очередь с точки зрения того, что сделано для повышения динамики экономического роста, улучшения качества жизни людей.

Именно с этих позиций наша палата подходит к оценке федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, других правительственных программ и проектов. Россия - социальное государство, и стране, людям нужно не просто развитие, а развитие сбалансированное. Оно должно сопровождаться сокращением масштабов бедности и чрезмерного неравенства - как в доходах, так и в виде разрыва уровней развития регионов. Если люди не будут видеть зримой отдачи от экономического роста в виде повышения заработной платы, размера пенсий, увеличения потребления, улучшения ситуации в образовании и здравоохранении и т.д., то это чревато угрозой падения доверия к власти, ослабления ее поддержки со стороны общества.

Выход на траекторию именно такого, сбалансированного, оптимального развития - задача, которую ставит перед государством президент России. Она может быть решена только объединением усилий всех ветвей власти, всех социальных слоев общества. Мы, законодатели, поддерживаем его в этом. И не только мы, но и подавляющее большинство граждан. Как показывают результаты опросов общественного мнения, люди не желают ни нового Февраля, ни нового Октября, выступают за взвешенные, последовательно осуществляемые реформы, обеспечивающие устойчивое экономическое и социальное развитие общества, соблюдение прав и свобод граждан, безопасность страны. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это главный урок, главный вывод, сделанный нашей страной на основе столетнего опыта.

Председатель СФ, СМИ, 100-летие революции, общество, мнение, революция, Матвиенко

Previous post Next post
Up