Интересная и очень поучительная история произошла на прошлой неделе в подмосковном Жуковском с судьей 299-го мирового участка Павлом Сидоровым.
Впервые я услышала об этом судье в мае после того, как он оправдал сразу пять гражданских активистов, задержанных полицией во время акций в защиту Цаговского леса. Все они обвинялись по статье 19.3 в "неповиновении законным требованиям сотрудников полиции", что предполагает до 15 суток административного ареста. Но поскольку никаких доказательств полицейские представить не смогли, а протоколы были составлены с нарушениями,
Сидоров закрыл дела за отсутствием состава правонарушения. Это настолько контрастировало с проходившими в те же майские дни повальными осуждениями задержанных по всей Москве граждан с белыми лентами и без оных, что казалось чудом, о котором нельзя не рассказать.
Прошло совсем немного времени, и мне стали писать возмущенные жители Жуковского с рассказами о том, как Сидоров "испортился", и с приглашением приехать и убедиться в этом на месте.
Я побывала на нескольких его процессах и была вынуждена признать, что писавшие мне люди правы. Чудо длилось недолго - Сидоров начал судить как все, мотивируя свои обвинительные приговоры стандартной формулировкой: "нет основания не доверять сотрудникам полиции, потому что они при исполнении". И это при том, что на представленных видеозаписях ни один из подсудимых ничего противоправного не делал, а сотрудники полиции, выступавшие свидетелями в процессе, путались в показаниях, признавались, что лично не задерживали обвиняемых, и не смогли даже повторить показания своих рапортов, написанных как под копирку слово в слово, вплоть до запятых.
Сначала судье Сидрову было неловко - это было видно по его глазам, когда он читал свои обвинительные заключения, - но скоро - даже, пожалуй, слишком скоро - эта неловкость куда-то улетучилась. Очевидцы рассказывали, что бывали судебные заседания, когда Сидоров даже не утруждал себя личным присутствием на оглашении, а передавал приговор подсудимым через секретаря.
Казалось бы, на этом история закончилась: не в первый раз разочаровываемся, переживем. Но тут совершенно некстати для Сидорова подошел к концу первый пятилетний срок его пребывания в должности мирового судьи. Дело в том, что в отличие от судей федеральных, чьи полномочия пожизненны, мировые судьи (согласно статье 11 ФЗ "О статусе судей") должны переутверждаться местным органом законодательной власти. На этой неделе горсовет Жуковского собирался переутвердить Сидорова. Собирался, похоже, сделать это на автомате. Но не тут-то было.
В зал заседаний пришли около 15 местных жителей во главе с активистами движения в защиту Цаговского леса и потребовали слова. Слово им сначала давать не хотели, но в итоге согласились выслушать, и они начали рассказывать депутатам о неправосудных, по их мнению, решениях судьи Сидорова, об отсутствии к нему доверия со стороны населения города и о многочисленных жалобах, которые жуковчане написали на него в квалификационную коллегию (видео выступлений по судье Сидорову на заседании горсовета можно посмотреть
тут).
Итог: только 5 из 15 присутствовавших на заседании депутатов проголосовали за немедленное переутверждение Сидорова мировым судьей. Большинство высказалось за то, чтобы рассмотрение вопроса перенести на следующее заседание, а самого судью вызвать для объяснений.
Судье Сидорову, конечно, не повезло, причем несколько раз. Сначала не повезло с тем, что именно на его мировой участок пришли дела об административных нарушениях защитников Цаговского леса, и именно тогда, когда история
борьбы жителей города с вырубкой реликтовых сосен под скоростную трассу попала в федеральную повестку дня. Потом не повезло с тем, что именно его постановления, прекращающие дела в связи с отсутствием состава преступления, были все отменены прокуратурой (отмена постановлений и приговоров - ЧП для сегодняшнего российского судьи), а когда он сломался и пошел на поводу у полиции, признавая "нарушителей" виновными, несмотря на полное отсутствие доказательств (как делают почти все российские судьи), именно его решения больше всего обсуждали и критиковали, потому что гибель надежды воспринимается всегда больнее. И, наконец, Сидорову чудовищно не повезло со сроком его переутверждения мировым судьей - этот срок подошел в аккурат после того, как Павел Александрович заработал себе в Жуковском такую нехорошую репутацию - нет, чтобы на полгода раньше, до всех этих событий, или хотя бы на год позже, когда бы все улеглось, забылось, и в городе появились бы новые антигерои.
Такому невезению судьи Сидорова можно было бы посочувствовать, но не получается: тут же вспоминаются сотни, а то и тысячи законопослушных граждан, которым не повезло попасть под каток российской правоохранительной и судебной систем. За это невезение они платят сутками, а иногда годами незаслуженной несвободы, а кто-то, как Магнитский, жизнью.
Скорее всего, судью Сидорова в итоге утвердят - у жуковского горсовета есть богатый опыт голосования в угоду начальству и наперекор воле собственных избирателей.
Но то, что произошло на прошлой неделе на заседании совета депутатов, хороший сигнал общества судебной системе.