Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.
Игры для младших дошкольников, направленных на развитие фонематического восприятия, можно разделить на несколько блоков:
1 блок игр включает игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок - игры, направленные на определение направления звучания.
3 блок - игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок - игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок - игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок - игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок - игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
Во время проведения игр используются: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.
Игры
Задачи
“Что звучало?”
развивать слуховое восприятие, внимание;
дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка);
узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.
“Шуршит,
трещит”
дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.
“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”
определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”;
узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.
“Где позвонили?”
определять направление звука;
понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.
“Дождь льет и капает”
различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).
“Прискакал или пришел?”
развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.
“Веселые куклы”
соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием;
знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия:
“тихо”, “громко”;
дифференцировать громкий и тихий звуки.
“Фрукты”
различать неречевые шумы;
узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.
“Коробочка
гремит”
дифференцировать неречевые шумы;
находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.
“Найди пару”
дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.
“Высокие - низкие”
одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.
“Собака и щенок”
развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.
“Дождик”
слышать и называть долгие и короткие звуки;
показывать долготу звука;
понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная - короткая” (дорожка), “долгий - короткий” (звук).
“Нарисуй звук”
слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.