Живая жизнь в живых съёмках. Так бы я хотел охарактеризовать увиденное мною в работе Дзиги Вертова “Человек с киноаппаратом“.
Чувство во восторга - это то что испытываешь после просмотра данного художественного произведения. И испытываешь его не потому даже, что посмотрел что-то суперневероятное, но посмотрел на самую жизнь, с того её ракурса с которой её невозможно было увидеть самому в её буднях, из того мелкого обзора который только и может увидеть один человек.
Ветров сделал невероятное. Он расширил реальность отдельного человека до всего мира. Теперь, благодаря ему, каждый человек может побывать везде и увидеть мир полный жизни и жизнь этого мира своими собственными глазами.
Нельзя сказать что я впервые смотрю документальное кино или что нет реальных съёмок много чего ещё. Ведь если вдуматься, то сегодня любой может на простой мобильный телефон сделать видеозапись и выложить её в интернет. Но это не будет иметь ничего общего с увиденным мною в фильме. Здесь ведь совершенно другое.
Оператор и режиссёр вытаскивают из повседневной реальности её суть. Они показывают её ускоренно и как бы над рутиной, позволяя увидеть процесс с высоты, они показывают жизнь с акцентом на тех элементах, которые наиболее важны и интересны для нас. Акцентируя наше внимание на тех нюансах, которые никогда может быть и не заметил бы ты сам. И главное они показывают настоящую реальность. Не выдумку, не постановку а реальность! Т.е. саму жизнь!
Когда я читал начало работы Юрия Лотмана “Семиотика кино и проблемы киноэстетики”, то автор указывал на проблему съемки реальности и художественность искусства кино. Как снять реальность, наполнив её художественным замыслом? В этом и заключается искусство режиссуры, искусство кино. И если в игровом фильме эти нюансы понятны, то в фильме “Человек с киноаппаратом” автор нашёл способ решить эту проблему совсем по новому. Он съёмку реальности вписал в сюжет. Реальность как бы составляет мясо скелета-сюжета. Она его наполняет.
Ведь сюжет фильма в том, чтобы показать жизнь и работу кинооператора. И это главная мысль произведения. Но содержанием её наполняют съёмки реальной работы кинооператора: как он снимает и того, что он снимает. И вот этот процесс и увлекает небывалой магией, зачаровывающим и приковывающим зрителя к экрану. Это действительно интересно смотреть. Живые эмоции людей, удачно снятые кадры, удачно подобранная динамика, удачно расставленные акценты.
Давайте вспомним о чем удалось рассказать Вертове в рамках своего эксперимента? Удалось показать сон и мёртвость мира, когда город спит. И как он оживает в момент когда люди просыпаются.
Удалось показать жизнь и смерть, противопоставив их и показав разрешение трагедии смерти человеческой, оплакиваемой родными и близкими, в рождении нового человека и продолжении жизни. Т.е. философская проблематика была показана без единого слова и буквы в кадре, только лишь картинкой и усилена музыкой, т.е. прямым языком кино. Когда видишь в кадре настоящего покойника, настоящего раненого человека, совсем по другому воспринимаешь и переживаешь увиденное. Это переживается как реальные страдания и реальная смерть, ты с ней сталкиваешься через эти кадры, без декораций и напыщенности.
Реальная работа фабричного производства и труд людей также был раскрыт в фильме. Досуг людей и типажи личности. Искусство и воздействие его на людей, все это тоже было продемонстрировано в фильме-эксперименте. Была показана даже метаморфоза - просмотр самого фильма эксперимента на экране. Т.е. съёмка снимаемого материала.
Мне кажется такого рода форма кино имеет большое будущее. Оно позволяет лучше и естественнее пережить увиденное, и оно способно оказать сильное впечатление на смотрящего его человека.
Отдельных слов заслуживает и сам герой фильма - кинооператор. В фильме мы видим на сколько сложной является его задача, и какими качествами должен он обладать чтобы справиться с поставленной перед ним задачей. Ведь съёмки происходят не с покладистыми актёрами, готовыми выполнить задачу режиссёра, а реальными людьми. Такие съёмки подразумевают большую коммуникабельность, обаятельность и способность не бояться быть странным, способность рисковать и быть чуть ли не каскадёром, для того, чтобы сделать подходящий кадр. Кроме того, нужно обладать немалой харизмой и способностью убеждать людей, чтобы люди захотели стать частью кадра, чтобы их снимали, да ещё в неудобных позах.
Пожалуй это очень необычный фильм. Он требует обязательного просмотра и осмысления.