Размышления о душе и машинах

Aug 16, 2015 15:23




Посмотрел сегодня фильм Галенда Алекса - Из машины(2015 года), который навел меня не некоторые размышления о проблеме, так называемого трансгуманизма, который считает человека лишь промежуточным звеном в эволюции, главной задачей которого  является - создание более совершенного существа - разумной машины.

Итак идеология трансгуманизма утверждает что человек есть лишь промежуточное звено между природой и более совершенны существом, коим очевидно является машина. Совершенно он поскольку не имеет слабостей, не испытывает страха, гнева, вообще ничего не испытывает и в этом оно освобождено от чувств и эмоций, может мыслить рационально и объективно. Этакая мечта воинственного атеиста, отрицающего все иррациональное в человеке и не видящем в нем прагматической выгоды.

И тут первая заковыка - человеческие чувства это то что делает человека человеком. Человеческие чувства, делают его не только лишь воинственным и гневным, почему-то эти качества теперь считают плохими, но и дают ему способность сопереживания, любить, чувствовать страсть, и радость. Человек без чувств, это страшно, поскольку это предельно одинокое создание - пожалуй наверное идеал индивидуалиста. Пожалуй вполне уместно использовать здесь как метафору понятие - душа. И тогда уместно говорить о бездушном создании.
Светский человек не может верить в душу, в том виде в котором ее понимает человек религиозный.
Однако давно доказано филологами, что для того чтобы перенести опыт религиозного мира в мир материалиста, можно использовать такое понятие как метафора. И вот метафорически душа очень даже существует. Мне кажется в душу входит способность чувствовать, иметь совесть, что-то стоящее над личностью(мечта), и возможно что-то еще.
Между прочим фашизм, и определенные течения в религиозных учениях, как раз таки мечтают избавиться от человеческой души как от крайнего порока, уничтожая конечно вместе с пороками созданное богом. Из этого становится ясно, что трансгуманизм имеет под собой глубокие религиозные, духовные слои, которые на столько же древние, на сколько древним является человечество. Т.е. размышляя о трансгуманизме непременно следует иметь ввиду и его метафизические слои, иначе не понять зачем и откуда все это берется.

Следующий момент в фильме - это момент создания новой формы жизни.
Человек, который создал разум. Можно ли сказать, что он в этот момент приблизился к создателю, к богу, к первоисточнику? А если он становится создателем, то что это значит? Какую ответственность это накладывает на человека? Каким тогда должен он стать?

Далее, такой этический и метафизический момент как прекращение жизни созданного разума.
Дело в том, что в фильме создатель искусственного разума останавливает работу машин, которые были промежуточными образцами. Можно ли сказать с точки зрения нравственности и метафизики, что он убивает создание? Равносильно ли существование данного создания жизни человека? Возможно ли даже сравнивать его с человеком?

и много чего еще, о чем писатели умалчивают, и что требует глубокой проработки. Однако большой вопрос, а нужна ли работа человеческой мысли в данном направлении, в направлении создания искусственного разума, если уже заранее известно, что человеку с этой формой жизни(или полужизни) сосуществовать будет сложно, если вообще возможно?

В общем из описанного выше становится ясно, что у искусственного разума огромная пачка проблем, которые чтобы решить нужны многие годы работы человеческого интеллекта. И большой вопрос необходимости этих усилий.

душа, Из машины, трансгуманизм, ИИ, Гарленд

Previous post Next post
Up