Дочка на даче воюет с бабушкой. Вернее, не так. Бабушка воюет с внучкой, а внучка не знает, что с этим делать. Обе вообще сложны в общении, а дочка ещё и привыкла, что ей принимают такой, какая она есть. Бабушка считает это избалованностью, а я любовью.
В одном из эпизодов дочка утаскивает тарелки с едой в свою комнату и там их складирует. На кухню выносить отказывается, бабушку для уборки в комнату не пускает. Бабушка требует от среднего - он у нас в семье официальный педагог - что-нибудь сделать. Все консультации дистанционные: средний защищает диплом и на дачу приехать не может. Меня же бабушка просто боится.
Средний читает по скайпу сестрёнке мораль про правильное обращение с бабушкой, аккуратность и прочие необходимые вещи. И требует, чтобы тарелки перекочевали на кухню. Дочка делает упрямую мордочку, а потом отключается.
Я высылаю в общий чат фото рабочих столов сыновей шестилетней давности: а там сюрприз! склад грязных тарелок на столе у среднего. Тогда ему было 16. С тех пор он явно пересмотрел свои взгляды на аккуратность. Вот кстати, тот самый пост:
https://sovenok101.livejournal.com/107005.html Потом спрашиваю дочку: умеет ли она вообще мыть посуду? Вопрос не праздный - у нас дома посудомойка, а на кухне обычно убираются братья. Не было повода научиться. А просто отнести тарелки и оставить их грязными она считает неправильным: она не раз видела, как я злюсь, обнаружив в раковине грязную посуду. Вот вам и неразрешимая дилемма. Плюс бабушка пользуется не обычными жидкими средствами для посуды, а горчицей и содой, которые дочку вообще пугают. Плюс обидевшаяся бабушка в переговоры не вступает и ничего не объясняет.
Договариваемся с дочкой, что она будет по одной спускать тарелки и мыть их уж как получится. Главное намерение. Сегодня она отчиталась, что уже почти все перетащила на кухню и помыла.
С бабушкой у неё продолжаются трения. Дочка не знает о чём разговаривать, а бабушка обижается на её молчание. Синди выходит из дома только с дочкой, она честно работает собакой-сопровождающей, чем тоже вызывает недовольство бабушки.
Вообще, через такое проходили все внуки, начиная со среднего (старший как-то мудро ускользнул). Однажды средний просидел в своей комнате две недели, не понимая, за что обижается бабушка и что с этим делать. А бабушка не знала, почему он ведет себя не так, как должны себя вести правильные дети. Единственное, что я сказала среднему, когда выяснила, что происходит: какого лешего ты не рассказал всё мне сразу? Боялся.
Младшему проще: он обиды бабушки просто не замечает. С эмпатией у него так себе. Например, она не общалась с ним всю эту зиму, а он и не заметил. И спокойно принял участие в перевозе бабушки на дачу, не замечая поджатых губ. А там она растаяла, она любит, когда ей помогают.
Проще всего вернуть дочку домой. Но мне сейчас спокойнее, когда она не в Москве. Плюс оставлять бабушку одну тоже страшно: она жутко самостоятельная, но лет ей много. Так что дочка с Синди её банально охраняют.
Сейчас всё можно списать на старость, что я и объясняю дочке. В 80+ люди не меняют взглядов. Но в принципе так было всегда. И только сейчас я понимаю, насколько патологичны отношения, когда ответственность за разрешение конфликта лежит не на взрослом, а на девятилетнем ребёнке. Когда взрослый не ищет подходы и точки соприкосновения, а ждёт, что ребёнок будет соответствовать его представлениям. Когда ребёнок ищет и не находит темы для разговора и чувствует себя за это виноватым. Когда взрослый не понимает, что доверие надо сначала заслужить. Когда ребёнок чувствует опасность и прячется. Хорошо, что эти мысли можно обдумать и не высказывать бабушке, которая мне вообще-то мать. Ей всё равно ничего не объяснишь, да уже и не зачем. Да, мне в детстве прятаться было банально негде, так что такое поведение ребёнка ей непривычно.
А дочку я не ругаю. Проблема тарелок - мелочь, которая ни на что не повлияет. А вести себя согласно ожиданиям она не обязана. У неё за спиной любящая и принимающая семья. С остальным она справится.