Про Незнакомку из Уайлдфелл-Холла

May 22, 2022 12:39


Потянуло на неспешные романы, прочитала Незнакомку из Уайлдфелл-Холла Энн Бронте. Её романы раньше не читала, в отличие от Шарлотты и Эмили.

Сам роман не то что бы рекомендую, на мой взгляд он откровенно скучнее и Джейн Эйр и Грозового перевала. Интересна в нём явно феминистская позиция, и это в 1848, когда замужняя женщина в Англии, да и не только в Англии, не имела права распоряжаться ни собственностью, ни судьбой ребёнка, ни собственной судьбой.

Сюжет прост: юная девушка влюбляется в негодяя (пьёт, кутит и шляется по бабам), выходит за него, невзирая на возражения опекунов. Дальше обретает всю прелесть мужа-алкаша, тот постепенно опускается всё ниже, в итоге приводит в дом любовницу, а жену в очередном пьяном угаре предлагает собутыльникам. К этому времени у пары уже есть сын, которого папочка вовсю приучает к радостям алкоголя.

В итоге героиня сбегает вместе с сыном, что в те времена абсолютно незаконно, живёт под чужим именем и пишет картины на продажу (она талантливая художница). Ну а дальше по канонам: в неё влюбляется хороший парень, она отказывает, он ревнует... в итоге муж умирает от пьянства и всё заканчивается хэппи-эндом.

Говорят, роман тогда вовсю ругали как развратный и дурно влияющий на молодёжь и прочих дам.



После такого чтения хочешь - не хочешь, задумаешься, как вообще изменилось общество за эти неполные 200 лет. Кардинально на самом деле. И дело даже не в том, вернее, не только в том, что женщины получили права на собственность, работу, образование, развод и просто на отказ мужу от секса (а это во времена романа тоже было запрещено законом!) Но прежде всего в том, что семья перестала быть фактором выживания как для женщины, так и для мужчины. Даже с детьми: поднять их в одиночку тяжело, но можно. Тем более, что контрацепция позволяет заводить столько людей, сколько сможешь вырастить. Вроде бы очевидно. И для современного человека, совсем не знающего истории, страсти в романе будут совсем непонятны: ну плохой оказался муж, ну ушла бы, в чём проблема? Ну влюбился в замужнюю, ну и что? Муж приучает ребёнка к алкоголю, а вот тут где врачи-комиссии-пресса-общественное мнение? Почему не забили ногами?

То, что сейчас семья штука приятная, но не жизненно важная, и люди остаются вместе всё-таки по взаимному согласию, а не по необходимости, снимает не только массу непонятных сейчас этических вопросов вроде вечного «Но я другому отдана...» Но и, как ни странно, лишает современные романы их основной фабулы про запретную любовь. Ну кто из современных подростков действительно понимает трагизм и Евгения Онегина, и Анны Карениной? Вот эти понятия «падшая женщина», «не принимают в свете»?

Кстати, о понятии «падшая». Почему сейчас идея о единственном партнёре для женщины (именно для женщины, мужчин это никогда не касалось) выглядит довольно смешно? Да всё очень просто. Вопрос отцовства сейчас решается банальным тестом ДНК. Он не дешевый, но для такого дела деньги можно и найти. А тогда? Невинность невесты - хоть какая-то гарантия, что наследник будет папе родственником. Хотя и не стопроцентная.

И вот сейчас, когда эти проблемы сняты и перестали быть точками напряжения, у меня вопрос: о чём романисты могут писать? В тех самых романах про любовь-морковь? В чём может быть конфликт? Что нужно преодолевать? Лолиту не предлагать, это довольно специфическая тема. Разные культуры? Религии? Глобализм наступает, но это всё ещё вполне актуально, ИМХО, естественно. Близкие родственники? Тоже специфика, не всем зайдёт. Однополые? Не смешите меня, это уже банальность.

Может, малосовместимые профессии? «Она была актриса, а он простой полярник...»? Он работает по ночам, она днём и никак не могут пересечься? Или этика? Она зелёная, а он производит пластиковую одноразовую посуду, она пацифистка, а он не вылезает из горячих точек? Актуальное: они в разных странах, а въезд запрещён. Коронавирус, спецоперация, вот это всё.

В общем, предлагаю порассуждать на тему современного романа. В каких реалиях возможны современные Ромео и Джульетта, правда, я предпочитаю более счастливую развязку? Но чтобы была напряженная фабула, препятствия, этические конфликты, вот это всё?

Ни для чего, просто так, отвлечься.

философское, про книги

Previous post Next post
Up