Бывает атеросклероз и атеросклероз. Интуитивно, видя диагноз «распространенный атеросклероз» представляешь себе человека старше 60, часто с сахарным диабетом. Но иногда болезнь развивается рано и стремительно - и не помогают никакие статины.
Женщина, чуть за 50, поступила с гангреной на ампутацию единственной ноги. Вторую ампутировали полгода назад: синдром Лериша - окклюзия атеросклеротическими бляшками в области бифуркации аорты. За несколько лет до этого она перенесла инфаркт миокарда (в коронарах стоят несколько стентов), инсульт (две операции на сонных артериях по поводу сужения их атеросклеротическими бляшками). Есть почечная недостаточность - почки сморщены, это проявление уже атеросклероза почечных артерий.
Семейная гиперхолестеринемия? Нет, насколько она знает, все старшие родственники заработали свой атеросклероз после 70 и прожили больше 80 лет. Братья-сёстры здоровы, в том числе двоюродные.
Диабета нет. Не курит. Вес более-менее в норме. С первого инфаркта честно ест статины. И вот так. Хорошо ещё, что обе культи живые, при Лерише они очень часто продолжают гнить, так как кровотока не хватает.
Она спокойна, терпелива, радуется звонкам мужа. Только перед переводом в отделение сорвалась в небольшую истерику. Так бывает, люди не железные. Она много перенесла, многое знает и умеет, но сейчас ей снова страшно. Она понимает, что это не конец, что в её теле продолжается страшный процесс, из-за которого закрываются артерии и умирают ткани. Повторные инфаркты миокарда, сердечная недостаточность, гемодиализ, инфаркты кишечника, всё это останется на повестке дня всю оставшуюся жизнь. Прекрасно, что есть семья, хотя бы по телефону.
К атеросклерозу относятся как к обычному маркёру старения. Уж точно менее серьёзно, чем к той же онкологии. Но зачастую он страшнее, злокачественнее и, главное, неизлечимее, чем многие опухоли. Но звучит не так страшно, факт. Тем и обманывает.