Ой, можно я тоже выскажусь про талантливых детей и тот самый бред про психфак? В конце концов, мать я или не мать, выпускница я МГУ или нет???
В общем, с третьего раза мне достался ребёнок с явно небанальными способностями, заметными ещё с детского сада (не мне заметными, это воспитатели с психологом вели беседы). В итоге, его отдали в довольно сильную математическую школу - со старшими туда даже не совались, понятно было, что они не потянут. Хотя и они совсем не дураки, и школу закончили вполне приличную.
Та самая сильная математическая школа к моменту нашего с ней знакомства уже начала стремительно деградировать вследствие набора детей по прописке. Итог был трагикомическим: в первом классе довольно умелая учительница держала всю эту разношерстную толпу в узде, а тем, кто действительно учился, раздавала спецзадания и отправляла на олимпиады. Плюс там было много очень осмысленных кружков, на которых ребенок освоил начала физики, биологии, психологии и даже химии и успел сделать вывод, что ему надо, а чего - нет. Плюс он очень много читал и слушал всякое познавательное на ютубе, и, естественно, тесно общался с многочитающими и мнгослушающими старшими братьями. В общем, началка прошла вполне продуктивно.
Пятый класс был кошмаром - там высветилось это разделение детей на тех, кто учится и тех, кого сдали в школу как в детохранилище. Со вторыми учителя откровенно справится не могли - вырвавшиеся на свободу дитачки откровенно срывали уроки. Мой ребёнок приходил домой с головной болью от шума и от банальной невозможности услышать учителя.
К счастью, средними классами кроме обычных завуча-директора у нас заправляет очень внятная психолог-методист. Она забрала моего младшего и нескольких таких же на отдельный спецкурс - там они играли в настолки и между делом обсуждали жутко психологические проблемы, а разъяренную меня уговорила не дергаться и подождать ещё год.
Через год детей разделили на страты - по степени углубления каждого предмета и разделили все эти потоки так, что одноклассники в разных стратах вообще перестали встречаться. А разница в программе в разных стратах оказалась очень существенная. Моему, кстати, этого оказалось мало и по физике с математикой он пошел на соответствующие кружки - на малый мехмат и в физтех. А в этом году попросил репетитора по химии, просто чтобы посмотреть, хотя, по признанию того же репетитора (мы его знаем не первый год), база у ребёнка очень сильная - в школе увлеченный химик.
В общем, ребёнок элементарно загружен по часам так, что у него нет ни одного выходного, но всю эту загрузку он выбрал сам и вроде доволен.
Плюс - и, наверное, я именно ради этого всё и пишу - со всеми этими олимпиадами и математическими боями он познакомился с другими ботаниками вроде него, пообщался, и сделал интересные выводы. Во-первых, что выиграть олимпиаду по математике на уровне, нужном для поступления, можно, но для этого нужно все силы бросить именно туда, выкинув за борт всю остальную деятельность. Он честно эту идею обдумал и объявил, что не готов бросать флейту, карате и жизненно нуждается в свободном времени для расскрашивания минек (он увлекается Вархаммером). Поэтому в плане олимпиад он вкладывается в физику и химию, но вообще-то думает поступать по ЕГЭ. Хотя, насколько я вижу краем глаза, участвует он во всём, включая английский, и даже с неплохими результатами. Но в математике он вот так увидел свой предел. Ещё он, по его выражению, откровенно сливает русский и программирование (в русском вообще ушел из первой во вторую страту), потому что времени вникать нет, а в приоритетах они не значатся.
К чему эта простыня? Будь младший первым или - того хуже - единственным ребёнком, я бы могла затеять игру в скакание через классы, а он бы спокойно это потянул, особенно в рамках некрутой школы. Почему нет? Что же касается социализации, то он и так немного аутист, так что с социализацией и так не всё просто. Кстати, адекватное общение у него, насколько я вижу, именно внутри кружков и спецкурсов, причём там именно учителя это общение организуют и провоцируют. А в том самом пятом классе с общением был такой же кошмар, как и на уроках.
Но сейчас, глядя на него, я искренне поздравляю себя за отсутствие подобных мыслей. Не дай бог! Пусть копает вглубь, а не обгоняет время. У него есть круг общения, в котором он далеко не самый умный - и это отлично. Есть ориентиры, куда расти. И есть крутые учителя. Всё, дальше сам, с нас только поддержка и, увы, оплата. Но оно того стоит.
В МГУ, кстати, с нами учился мальчик, поступивший в 15. Действительно, умный и талантливый. Плюс не из Москвы, там, где он вырос, как я понимаю, сильных школ не было и у него других вариантов, кроме скакания через класс, тоже не было. Плюс что-то неблагополучное в семье. Так вот, учился он очень средне, хотя в компанию нашу влился, и о его возрасте особо никто не вспоминал. Но врачом не стал, после диплома какое-то время пометался и сейчас вполне успешный программист. По-хорошему, дай ему жизнь возможность спокойно обдумать, чего он, собственно, хочет, в медицинский он явно не пошёл бы.
Я не пытаюсь выступить тут в белом пальто, я хочу сказать, что для любого таланта в Москве сейчас найдётся соответствующая школа и соответствующие учителя. И да, я за разделение школ по уровням, экзамены и всё такое прочее, что жестко поломала система «по прописке». В школе, где дети не грызут гранит, какие бы причины этого негрызения не были, вполне обычный умный ребенок легко перепрыгнет через несколько классов. Тогда как в более сильной он же будет счастлив не вылететь в конце года.
А в случае девочки на психфаке речь вообще не идёт ни о каких когнитивных способностях. Есть он у девочки в повышенном количестве или нет, это вообще никем и ни на каком этапе не оценивалось. ЕГЭ? Ну я вас умоляю! Там такой низкий порог, что сдать его на минимальные баллы может любой немного натасканный человек. Вот получить высокие баллы - это уже вызов.
Я подозреваю, что преподаватели психфака были и не против повозиться с девочкой, взломавшей систему, но им банально не дали этого шанса - девочка на занятиях не присутствовала, от них потребовали только приёма экзаменов, да ещё в ускоренном режиме. Будь там родители поумнее, что-то могло бы и получиться, причём именно на психфаке, при условии, конечно, что девочке самой это интересно. Достаточно было бы одного заинтересованного преподавателя, который согласился бы потратить на это достаточно времени. Но, увы, были такие желающие или нет, мы теперь не узнаем. А университетское образование это во-первых и и в-основных общение с преподавателями. Просто сдавать сессию это профанация идеи, увы и ах.
И да, за alma mater обидно. Они могли бы и не вляпываться в такую историю, причем на любом этапе. Чем бы теперь она не закончилась, психфак теперь надолго останется факультетом Алисы Тепляковой.