Основные подходы к изучению потребления

Oct 29, 2016 00:48

Потребление предусматривает процесс принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой поведения потребителей является жизненный стиль. Считается, что конечные потребители получают товар для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный стиль. Процесс принятия решений потребителем рассматривается, как правило, в составе следующих этапов: осознание потребителем наличия проблемы, информационный поиск, оценка и выбор альтернатив покупки, покупка, использование покупки и оценка решения. В современной социологии, на данный момент, можно выделить несколько основных подходов к изучению потребления.
Экономический подход, применяемый в неоклассической (либеральной) социологии рассматривает потребителя как экономически рационального человека, который взвешивает соотношение полезности (качества) товара и его цены. Потребление здесь, в первую очередь, является формой активности на рынке. В качестве примера можно привести пенсионеров, которые приобретают какие-либо вещи очень вдумчиво. Рассматривают каждую потенциальную покупку, пересчитывают себестоимость товара прямо в магазине.
Следующим можно выделить распределительный подход к изучению потребления. С одной стороны потребление может рассматриваться как определенное распределение благ между определенными группами людей, с другой стороны между социальными классами. Такой подход тесно связан с социальной стратификацией. При рассмотрении потребления с этой точки зрения, пожалуй, сложно уйти от связи с экономической составляющей вопроса. Ведь, согласитесь, ни в коему случае нельзя смешивать в исследовании потребление беднейших слоёв населения и людей в очень высокими доходами.
На мой взгляд, самым интересным и разносторонним является социокультурный подход к изучению потребления. Если мы будем рассматривать логику потребительского поведения индивидов, то заметим, что она диктуется не только уровнем благосостояния, но и принадлежностью к определенной социальной группе.
И в качестве последнего можно выделить индивидуалистический подход, наиболее популярный в наши дни. Потребитель здесь выступает в качестве индивида, общающегося с окружающими через символы, конструирующего через потребление свою собственную идентичность. Я слышала, что студентки престижных казанских университетов через несколько месяцев после начала обучения покупают себе шубу. С одной стороны, зачем шуба девочке, которой вот-вот исполнится 18 лет? Особенно если доход родителей не позволяет. А с другой стороны, покупка шубы не только позволяет примкнуть к группе популярных студенток ВУЗа, но и стать симпатичнее и достойнее в собственных глазах.

ск1, кр2, потребление, Карбасова

Previous post Next post
Up