Очевидно, что автор - гуманист, но я нахожу параллели с христианством. В самом начале книге провозглашается:
Любовь и совесть правят миром.
В этой строчке, которая может вызвать и усмешку, в этой строчке, в этой строчке, где каждое слово может показаться напыщенным, в этой ничего не значащей для многих людей сентенции - в ней бьётся живое сердце воспитания. Вся судьба детей, вся наша детная жизнь - в этих словах, в том, что за ними скрыто.
Воспитать честных и добрых детей ... можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах; но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих... искренне, глубоко, не сомневаясь... верил, что доброта и честность, или любовь и совесть (что одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них-то вся сила, в них весь разум мира.
Любовь и совесть правят миром.
Важная мысль - о цели и средствах. Обрывая, одёргивая ребёнка мы преподносим не урок культуры (не вертись, не бей маленьких, не перебивай), а урок бескультурья: слабого, младшего можно унизить, принудить, огорчить только потому, что нам так удобно. Ребёнок не понимает нашей цели, он видит средство, которым мы её достигаем.
Ещё для меня было важно:
Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребёнок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно. Свободе учат свободой, ответственности - ответственностью, добру и совести - добром и совестью, а счастью - счастьем.
Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем - этого достаточно! И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными перед судьбой.
Детным людям нельзя не верить в красоту нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а развращаем детские души. Будем верить в его красоту - ради детей и вместе с ними.
Симон Соловейчик в эту красоту верит. Поэтому нельзя не поверить ему.