Маша - моя вторая дочка, так что, казалось бы, мне пора попривыкнуть к детям. Однако я всё-таки не перестаю удивляться и снова учусь обращаться с маленьким человеком. Привычка и опыт есть, но распространяются они на уход. Подумаешь, выбрать обувь ребёнку! П-ф-ф! Гигиена-лечение-прикорм? Ха! Спроси меня, как! Сейчас кажется странным, что можно переживать из-за выбора коляски, игрушек или средств для купания.
Но есть вещь, которая продолжает меня удивлять и возвращает в позицию новичка: индивидуальность, неповторимость этого вот конкретного маленького существа. Девочки настолько разные, что я общаюсь с Машей, словно встречаюсь с младенцем впервые.
Например, мне удивительно, что Маша танцует под музыку и слушает колыбельные: Саша зажимала мне рот, чтобы я не пела.
Маша всё время разговаривает на своём языке. Неужели все младенцы столько болтают? Маше невозможно читать книги: она "обсуждает" все картинки и не даёт вставить слово. Саша слушала и впитывала, никак не комментируя. До сих пор я с трудом узнаю её реакцию, много времени спустя.
Маша очень дружелюбно настроена почти ко всем незнакомцам (если они не пугают её), первая заводит разговор и общение: вручает игрушки, гладит по голове, - всё это с "объяснениями" Саша вжималась в меня и молчала.
Маша охотно вливается в игру: участвует! хватает! теребит! исследует! повторяет! Саша лет до трёх наблюдала за чужими действиями издалека.
Я не вижу совпадения почти ни в чём. Удивительные дети. Удивительно разные дети! И я заново ищу пути общения, словно протаптываю узкую тропинку на нехоженом лугу. И снова чувствую, как это здорово: совершенно новый, уникальный человек пришёл в мир!
Спасибо детям за то, что каждый из них открывает перед нами новую вселенную!