Я хочу в школу!

Sep 15, 2012 14:21

Читала до утра "Я хочу в школу" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, устроила себе персональное начало "Книгуру" .


Прочла, и вспомнились объёмные открытки: знаете, берёшь плоский кусок картона и не ожидаешь, что внутри вдруг вырастет хитроумная конструкция, у которой есть этажи, задний план и пространство в середине, а то ещё и вбок какое-нибудь щупальце выкинется.  И станет, как в "Алисе": внутри больше, чем снаружи.

Вот так и с повестью "Хочу в школу". Эта история, кажется, создана по шаблону: и направление сюжета, нередкое для подростковой книги, и умные-честные-добрые герои, моральными качествами сильно напоминающие Алису Селезнёву, характерные, пожалуй, для утопичной фантастики... Но мне нравится, как психологически верно авторы наполняют шаблон. А ещё они говорят подросткам очевидные, но редко, за нашей стыдливостью, произносимые слова о благородстве, верности, дружбе. Кто вообще говорит о них в нашем обществе потребления? Кто решится сказать почти взрослому "Делай, что должно, и будь, что будет"? Мы перешли в область заботы о комфорте... А в сказке позволено всё. Вот у авторов и получается чудесная сказка, в которой есть намёк, да к тому же и вдохновляющая, от которой хочется жить.

Приятный подростковому сердцу история: необычные дети, учившиеся в уникальной школе по методу проектов (не путать с популярной ныне обязаловкой) , где интересно, где нет принуждения, а есть разновозрастные группы, друзья-взрослые, походы и исследования, защита своих разработок, и на каникулы совсем не хочется уходить...

«Ну и что, что каникулы? Я все равно пойду в школу, потому что у нас там куча дел, мы хотим переделать заваленный проект, а еще начать новый, а еще олимпиады скоро начнутся, и кабинет химии давно собирались переделать в стиле алхимической лаборатории, так что отвалите и не мешайте мне развлекаться!»

"По опыту и ученики «нашумевшей» школы № 34, и ее учителя знали, что люди со стороны очень тревожно относятся ко всему, что происходит в этих стенах. Их раздражало: отсутствие привычных «параллелей» и наличие вместо них странных разновозрастных «групп»; оценки, которые ставились только в качестве поощрения; вольное обращение с учебным планом и утвержденной министерством программой; даже то, что ученики обращаются к педагогам по имени, а то и по кличкам".

И вот эти дети попадают в обычную массовую школу, где обязательно зазубрить параграф "отсюда досюда", оттарабанить на уроке и тупо списать с доски, не вникая в смысл. Приспособятся, сломаются или изменят мир?

Вот в какие условия помещено много настоящих, повторюсь, психологически верных поворотов. И распадение коллектива, когда пропадает лидер, и важность общего дела, и огромная роль поддерживающего взрослого, и желание манипулировать людьми, и юношеский глупый конформизм. Мы видим не только радужную сторону положительных героев, вот что важно. Особенно мне дорог образ Кошки, порывистой и своенравной девочки. И она, и её соученики переживают перемены во внутрененнем мире, но Кошку бросает на такие полюса, что и вообразить сложно. Спасибо авторам, что "хороший" - не значит "всегда поступающий правильно". А закруглить школьную повесть как святочную историю они имеют право.

Юмор в повесть положен в нужном количестве. Некоторые герои всё-таки ходульны, но от этого не менее очаровательны. Директор, например, вызывает щемящую нежность и симпатию. Не до конца я верю только в Злыдню. Она совсем-совсем застывшая и часто действует слишком уж схематично, выплёвывая штампованные реплики. На ней сюжет стопорится, переходит в плоскость гротеска, пародии, и туда же тянутся остальные персонажи.

Конечно, не все обычные школьники увлечены только компьютерными играми, а в беседах за рамками обсуждения оных не говорят только междометиями. Конечно, ребёнок формируется в раннем детстве, и за два года школы, даже волшебной, при совершенно непонимающих, зависимых от телевизора родителях, девочки анечки не превращаются в алис селезнёвых. Конечно, подростки отнюдь не всегда тактичны и предупредительны друг с другом, финансовые вопросы о хищениях не решаются настолько просто, и так далее, но.. понимаете, со страниц книги веет творчеством и неравнодушием героев. Внутри этого кажущегося шаблона такой заряд жизни, не по шаблону проживаемой, жизни настоящей, строимой по велению собственной души, вслед за своими интересами, но с бережностью к ближнему, что Жвалевскому и Пастернак хочется верить. Верить - и бежать менять свою жизнь.

В этой повести много неправдоподобного, но она настоящая. Это, конечно, сказка, утопия, фантастика, - о том, как должно быть. Но сказки питают душу, а подростки часто их лишены. И как "Понедельник начинается в субботу" - полезная правдивая сказка для младших научных сотрудников, так "Я хочу в школу" - правдивая школьная повесть для подростков неравнодушных и готовых меняться.

чтение

Previous post Next post
Up