На Север! 2015

Mar 17, 2016 22:21

Чуть-чуть помогла отредактировать текст о НАШЕМ путешествии на север. Часть фотографий мои, спасибо заранее, если кто-то дочитает сие творение до конца!

Оригинал взят у sulimov_aleksei в На Север! 2015
Я всегда любил путешествовать на автомобиле, это дает тебе свободу и независимость, не нужно рассчитывать на общественный транспорт, четко планировать сроки. Можно и нужно наслаждаться поездкой.

Конечно у такого варианта существует и ряд минусов. Пожалуй самой главной проблемой является выбор модели транспортного средства или отсутствия такого выбора. В конце июня мне посчастливилось отправиться в командировку в Петрозаводск на своем автомобиле, для такой поездки моя "пузотёрка" с малым расходом топлива подходила на все 100%, но в этот поездке мы собирались посетить ряд мест куда на легковушке проехать непросто. Но выбора у нас не было и мы отправились на том что есть. Стоит сказать что ехали мы не одни, с нами была еще одна легковушка и старенький но очень надежный L200, собственно на него мы и рассчитывали если где нибудь засядем. Расходы на бензин + амортизация автомобиля не малы, зато окупаются возможностью быть не зависимым от гостиниц, пунктов общественного питания и т.п. Ночевки в палатке, еда с костра или на горелке.

Пару слов о нашем маршруте. В планах было доехать до Кольского полуострова, точнее до села Варзуга, на обратном пути посетить Онежское озеро. Больше всего хотелось увидеть Белое море. Итого туда-обратно получается немного более 4,5 тыс километров! Всем очень хотелось побыстрее оказаться в Заполярье поэтому было решено ехать до Варзуги по возможности с минимумом остановок.
20 июля в 4 часа утра началось наше путешествие. Так мы живем рядом с Москвой то в дальнюю поездку нам лучше выезжать рано утром, так меньше трафик и получается экономить время на светофорах и переездах. 700 км до Волхова почти без остановок пролетели быстро, на берегу возле Волховской ГЭС встали на обед.

Волховская ГЭС.
Такие дни в пути пролетают незаметно, однако приятно ехать и наслаждаться видами. В итоге вечером мы были в Петрозаводске. Этот город, в котором я впервые побывал месяц назад, произвел на меня очень позитивное впечатление. Остановились в отеле "Центральный", навигатор умудрился завести нас на закрытую территорию жилого дома, мы успели въехать под шлагбаум, а назад никак. Долго звонили в домофон и рассказывали свою грустную историю, и как назло почти у всех отсутствовал пульт от шлагбаума. Раза с седьмого мне удалось дозвониться до бабушки которая согласилась выпустить нас, за что ей большое спасибо. После целого дня за рулем прогулка по городу почти не приносила радости и, покушав, мы отправились спать.

21 июля выдвинулись из Петрозаводска в сторону Медвежъегорска. Дорога красивая, но сильно однообразная, сосны, болото, березы и опять по новой. Изредка пейзажи разбавлялись огромными выступающими из земли камнями. Город Медвежъегорск - приятный провинциальный северный город, довольно маленький, достаточно было прокатиться несколько раз по главным улицам, чтобы запомнить что где находится. Пообедали, закупились недостающими товарами. Оказалось что цены, например, в рыболовном магазине существенно (!) ниже наших Московских, а товар даже превосходит по качеству.
Посовещались и решили ехать до Кандалакши.

По дороге нам встретилась стела "Полярный круг". Пропустить ее невозможно - вокруг из камней сложено множество туров, на деревьях повязаны ленточки. И как всегда какие-то невежи портят памятники своими надписями. В лесу я обнаружил геодезический знак, он лишний раз подтверждает что стела привязана к географическим координатам.

Только здесь я начал понимать как далеко мы забрались. Вот скажешь кому: "Я был за полярным кругом!" - звучит! А на деле все не так уж и сложно, достаточно лишь выйти из зоны комфорта. Само слово - Заполярье... звучит сурово, но в момент моего знакомства с ним, Заполярье было тёплым и уютным.

В Кандалакше мы покинули федеральную трассу. За городом открылся вид на Белое море. Дорога проходит через ущелье, вырезанное в сопке, после которого открывается такой вид:

Вот таким в первый раз я увидел Белое море.

Тут уже начиналась прослеживаться суровая красота севера. Качество дороги хуже чем на федеральной трассе, но виды... они божественны!

В новинку был полярный день, он позволил нам, хоть и уставшими, добраться до Умбы. От Кандалакши до Умбы 110 км, по дороге машины почти не встречаются. Здесь есть гостиница и последняя на пути к Варзуге заправка.

22 июля началось с приятного сюрприза, оказалось что на первом этаже гостиницы находится пекарня. Уловив божественный запах выпечки, мы отправились раздобыть съестного. От списка наименований текли слюнки: рыбник, ягодник... в общем пироги со всеми возможными начинками. Но облом - пекарня работает по заказу и оказалось, что купить все что захочется мы у них не можем... им необходимо эти пироги доставить в магазин. Однако все же удалось выпросить некоторый излишек и взять телефон, чтобы на обратном пути заранее сделать заказ.

После того, как мы поели и заправили полные баки, нам предстоял последний перегон к самой северной точке нашего маршрута - Умба-Варзуга, примерно 135 км, 70 из которых по грунтовой дороге, которая, стоит сказать, хорошего качества. Дорога идет вдоль побережья Белого моря. Не хватит слов чтобы описать красоту природы. Почти в каждом месте хотелось остановиться и осмотреться.

Побережье Белого моря у села Кашкаранцы:

Варзуга (на фото ниже Успенский храм в селе Варзуга)

Село располагается на двух берегах одноименной реки: Никольская и Успенская стороны, по названию храмов. Основа села - совхоз, который до сих пор носит архаичное название "Всходы коммунизма", основой его деятельности является рыбная ловля и, с недавнего времени, рыболовный туризм. Стоит сказать, что совхоз это нечто большее чем производственное предприятие, он ведет жилищное строительство в селе, в его ведомстве находится детский сад и общеобразовательная школа.

Семга и Горбуша - вот основная промысловая рыба, у местных ребят удалось узнать, что горбуша заходит в реку на нерест раз в 4 года... нам повезло, но так же ее активно ловят и в море. Ещё в реке ловят щуку и окуня, но у местных это можно сказать второсортная рыба, а подлещика и т.п. они вообще за рыбу не считают.

Радует глаз деревянное зодчество, которое представлено в основном религиозными постройками, дома простых жителей скромны - обычные пятистенки. У немногих сохранились старый эллементы декора, а новые наличники я так ни у кого и не увидел. К сожалению уходит эта традиция... украшать свой дом. Культовые постройки имеют древнюю историю. Под Успенским храмом находится пристань, там работает перевозчик, который за 50 рублей может перевезти на другой берег, чем активно пользуются местные школьники, правда наверняка со скидкой. Люди добродушные и общительные. С охотой отвечали на наши иногда весьма глупые вопросы.

Ловля рыбы на спиннинг в реке только по путевкам, а сейчас не сезон, и нам предстояло найти на ужин свежей рыбы. По совету мы отправились на склады совхоза. Заведующая складом отказалась продавать нам рыбу и отправила нас в магазин, мы в принципе были бы не против, если бы она там была. Но мы же в России... поэтому, выйдя со склада, завели разговор с первым попавшимся мужиком и договорились о сделке. Ничего удивительного - зарплаты маленькие, нельзя винить людей в том, что они хотят немного подзаработать, состояния на этом точно не сделаешь. Условились ждать его на остановке, туда он должен был подвезти рыбу.

Через 20 минут приезжает другой мужик и спрашивает - мол, рыба нужна? Отправились к нему домой, где он нам продал 2 горбуши и семгу по цене, которая нас очень обрадовала. Для ночлега выбрали поляну на краю деревни. Стали устанавливать лагерь, и тут к нам подходит тот самый мужик, с которым мы на складе договорились купить рыбы. Выяснилось, что тот, у которого мы взяли - в наглую перебил его заказ, а нам и ни к чему. Чтобы не портить отношения с местными, пришлось и у него купить рыбки, ладно уж, лишней не будет... Рыба имеет совершенно другой вкус, нежели наша - магазинная. Готовили ее всеми возможными способами, одно это стоит поездки на север. А вечером на поплавок поймали двух маленьких подлещиков, я их отпустил, жаль что рыбалка на спиннинг запрещена.

Стадо переплывает с другого берега реки Варзуга. Забавно смотрится как пастух подгоняет стадо к воде, сам садится в лодку а коровы послушно переплывают реку и отправляются на ночлег.

Чайки были очень рады рыбьим потрохам.

Процесс приготовления ужина, на первое и второе рыба.

Копченая горбуша и семга. Горбуша оказалась даже вкусней, и стоит в 3 раза дешевле.

Наш лагерь у села Варзуга. Красиво, но просто море гнуса и комаров, репелленты бесполезны, спасают только плотная одежда и накомарники. На ветру еще ничего, но стоит только зайти в лес.....

23 июля утром к нам подошли два парня лет по 15, угостили нас свежей соленной икрой и предложили купить рыбы. От рыбы мы отказались, но за икру все же выдали им материальное поощрение. У них мы узнали много подробностей о том как ловить семгу и горбушу.

Следующая цель - село Кузомень. Вокруг села располагается антропогенная пустошь "Кузоменьские пески" чрезмерная антропогенная нагрузка превратила это место в настоящую пустыню. До села можно добраться только на внедорожнике, хотя как мы выяснили потом, местные умудряются туда проехать и на легковушках. Мы же не рискнули, проехали столько сколько было возможно, пока автомобиль не начал буксовать в песке, дальше пошли пешком. В лесу встретили кукш - северных соек.

Птицы непуганые, подпускали к себе довольно близко.

В лесу много грибов и приятная мягкая подстилка из мха.

Когда выходишь из леса на песок - испытываешь странное чувство, совсем не похоже что находишься за полярным кругом, это настоящая пустыня!

Рекреационные посадки

Фото характеризует сложные условия местности

Коса находится между рекой Варзуга и Белым морем, до села есть две дороги - "речная" и "морская", сразу скажу, что морская больше подходит для автомобиля. Мы пошли по речной. Идти по песку тяжело, дорога - одно название, ее постоянно заметает, лишь вешки указывают направление. Вокруг постапокалиптический пейзаж, у реки видны посадки молодых деревьев и следы занесенного плодородного грунта. В этой пустоши обитают полудикие лошади, и мы, в надежде их увидеть, сошли с дороги, к тому же - когда еще удастся походить по барханам. На сопке у села виднеется кладбище, пески и ветер создают жуткую атмосферу.

Тяжело представить как тут живут люди, а еще они умудряются организовать огород на любом кусочке малопригодной почвы. Выращивают картошку, огурцы, помидоры. В селе преобладают ветхие домишки, хотя присутствуют и новые качественные постройки. Раньше была школа и детский дом, совхоз, сейчас ничего нет. Большинство людей на зиму уезжает, но есть и постоянное население около 80 человек. На удивление есть магазин, строится храм. В центре села стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной Войны и памятный знак (1962 год, сто лет со дня основания школы в селе Кузомень).

Вдоль улицы проложен помост, так как ходить по песку очень тяжело. В магазине добродушная девочка Варя помогла найти нам транспорт на котором мы добрались обратно до своих машин. Назад ехали уже по морской дороге.

Видео о Кузоменьских песках:

Погода начинала портиться, холодало, ветер усиливался, начался дождь. По этим причинам мы решили покинуть побережье и отправились на озеро Колвицкое.

По дороге L200 словил здоровенный гвоздь, как назло штатного балонника (ключ для колесных болтов) у водителя не оказалось, а мой не подходил :))) Еще один пример того что в подобное путешествие нужно тщательно готовиться. Уже отчаившись, решили вызвать эвакуатор, как вдруг нашелся ремкомплект для бескамерной резины. Буквально за 5 минут заделали прокол и поехали дальше.

Добрались до Колвицкого, на противоположной стороне виднеются тундровые сопки. Разбили лагерь но одном из мысов. Ночью шел дождь и утром оказалось, что дно нашей палатки дало течь, я поленился окопать ее ровиком. Думал что ров - это бесполезная вещь, однако, после того как я окопал палатку, подобное не повторилось. Весь день сильный дождь и ветер, значит у нас выдалась незапланированная днёвка. Лишь к вечеру погода подарила нам несколько спокойных часов и мы с Костей решили отправиться на острова.

В нашем распоряжении были лишь двухместные надувные лодки отечественного производства, весьма неустойчивые даже в самый легкий шторм. Решили далеко от берега не отплывать. Так же очень важно находиться в правильно одетых спасательных жилетах. Жилет, подчеркиваю, должен быть одет правильно и подогнан по фигуре, иначе есть риск при падении с лодки моментально лишиться жилета и остаться без средств самоспасения. Позже, на Онежском озере, в хорошую погоду мы проверили, что будет если одеть жилет неправильно. Например, если пренебречь стропами, которые нужно пропускать между ног, ты практически сразу "вылетаешь" из жилета, про расстегнутый я промолчу...

По пути на острова мы рыбачили, к сожалению без успеха. Вода в озере чистая и прозрачная, дно видно и на большой глубине, от этого становится немного страшно. Острова были красивы. На одном присутствовали следы пожара.

Болотные сапоги - непременный атрибут, без них никуда, как и без жилетов. Хотя во всем этом чувствуешь себя немного не комфортно. Насладившись заполярной ночью на островах, мы погребли назад. Жаль, что с собой не взяли продвинутую фототехнику, только мыльницу. Иногда боишься за сохранность, а потом жалеешь о упущенных кадрах. По пути наткнулись на браконьерскую сеть, очень большую, она оказалась пустая. Скажу по секрету, что мы ее испортили и сожгли в костре. Рано утром, находясь в палатке, я услышал как к берегу приехала машина, слышно было как двое мужчин надувают лодку. Минут через 20 они вернулись, отборно матерясь друг на друга :))) Видимо это была их сеть.

25 июля утром, погода только ухудшилась. Не везло нам, но что же делать. Решили возвращаться в Карелию на Онежское озеро - мыс Клим-нос, недалеко от Медвежьегорска. Практически весь день прошел в пути, последние километры уже давались с трудом, дорога была вся в ямах и жутко хотелось спать. На дороге мы застали пару вальдшнепов, ослепленные светом фар они подпустили к себе достаточно близко для съёмки на длиннофокусную оптику:

26 июля Онега встретила нас солнцем и почти полным штилем.

Такую возможность грех было упускать, решено было плыть на Мегостров, до которого по прямой грести около двух километров. По предварительной информации там находился финский ДОТ. Остров находится на середине залива, который тянется в сторону Медвежьегорска. Стратегически важная точка, с высоткой, так что вполне логично что там могут находиться укрепления. По пути Ксюша поймала окуня, это была наша первая достойная рыба за эту поездку.

Доплыв до острова, затащили лодки на берег. Сразу в глаза бросилось просто огромное количество колючей проволоки. Она была везде: на камнях, на деревьях, на столбах...

...поэтому надо было быть максимально аккуратным и постоянно смотреть под ноги. Я могу представить как колючка сохранилась на деревьях, но удивляло то что в некоторых местах она стоит на родных столбиках. Такое ощущение, что всего лет 10-20 назад она и была установлена.

Дерево хорошо сохраняется в подобных условиях, для примера стенка блиндажа:

На берегу встретили двух таких-же искателей приключений, которые нас просветили насчет острова. Действительно на нем есть ДОТ и целая сеть окопов. К ДОТу можно пройти по тропинке, которая поднимается от мыса в восточной части острова. Недалеко от берега уже начинаются линии окопов, за ними располагаются большие прямоугольные ямы - блиндажи. Поражает количество и масштаб полевых укреплений, во многих сохранились фрагменты бревенчатых перекрытий. На вершине стоит маяк. Тропинка вывела нас к ДОТу.

Сначала я предположил что в этой круглой части располагалось орудие. Позже, по возвращении домой, я узнал что это не ДОТ (долговременная огневая точка), а наблюдательный пункт артиллерии, которая находилась на Клим-носе. А здесь располагался дальномер. Конечно почти все крупные металлические части уже распилены на металлолом. Однако наблюдательный пункт в хорошем состоянии, сохранилась побелка, а двери можно закрыть. Мемориальная табличка говорит о том, что осенью 1941 года здесь погибла рота 155 полка НКВД. Подробно о посещении острова можно узнать, посмотрев видео по ссылке.

Амбразура наблюдательного пункта:

27 июля мы решили посвятить изучению полуострова. На нем в период Великой Отечественной Войны располагалась финская армия. Огромное количество блиндажей и окопов, а так же уже привычной колючей проволоки. В северной части находятся несколько хибар - зимовий, по всей видимости в них заселяются рыбаки в сезон рыбной ловли.

Внутри все просто, по-спартански.

Рядом несколько старых лодок, которые еще вполне можно отремонтировать.

Останки автобуса, интересно как он сюда попал?

Отдыхающие тоже не без юмора :)))

Дальше отправились в деревню Кривоноговскую, ожидали что она будет заброшена, но оказалась, вполне живая. По дороге разжились правильной селфи-палкой :)))

И встретили рябчиков, этих птиц здесь довольно много, это - молодая особь:

Деревенька простая и красивая. На приусадебных участках чистота и порядок, некоторые старинные дома пытаются восстанавливать. Поразили огромные северные срубы, брёвна идеально подогнаны друг к другу, а конструкция ремонтопригодна и по прошествии большого количества времени. И все это было сделано вручную, без использования электроинструмента.

Клим-гора - памятник природы регионального значения... не очень обрадовал, по мне - обычный холм.

Но лес... Он просто потрясающий!

Закат:

Вечером поймали еще несколько окуней. Которые, стоит сказать, клевали плохо, и на удивление, в отличие от некоторых других рыбаков, мы не остались без улова. Было жалко смотреть на дядьку на дорогом катере и с брендовыми снастями, который так и остался без улова.

Нам повезло прям на берегу озера, недалеко от воды, встретить молодого зайца-беляка. Он нас испугался и впал в оцепенение.

28 июня планы наши планы на рыбалку нарушил шторм. Местные в целом нам сетовали, что это лето не удалось, очень дождливое и холодное. Так как на озеро не выйдешь, а мыс мы уже обошли, то оставалось только отправиться в Медвежьегорск на поиски долговременных укреплений.

Вот поленился я, и простить себе этого не могу, собрать информацию, схемы, карты. Так что шли почти в слепую, знали лишь район где примерно находится узел обороны. В южной части города, к востоку от озера Китайское, расположена гора Лысуха. Именно в ней Финны сделали один из самых мощных и дорогостоящих узлов обороны - замок Каркумяки (с финского переводится как Медведьгора).

Лучшие финские военные инженеры пытались спрятать эти постройки от русских глаз, за 70 лет им в этом помог ещё и мох. Можно стоять на ДОТе и с легкостью его не заметить, так что нам предстояло выполнить нелегкую задачу. Но вот счастье, на подходе к горе мы обнаружили информационную табличку со схемой расположения укреплений! И пошли как она нам велела, вскоре нам стали попадаться окопы и блиндажи вырубленные прямо в скале - это было дорогое и трудоемкое дело. Для защиты личного состава от осколков и рикошета стенки обшивали деревом, а сверху накрывали маскировочной сетью, ее цепляли за специальные крепления вбитые по краям. Но где же ДОТы? И тут оказалось, что схема совсем неправильная, я так полагаю, это сделано специально, дабы отвадить нежелательных гостей. Пришлось фактически, в прямом смысле, лезть на сосну и ловить интернет, чтобы собрать хоть какую-то информацию о укрепрайоне. Выяснили примерное расположение, озеро Китайское находится в тылу, с этой стороны располагаются только полевые укрепления, мы их видели, на той стороне горы, что выходит на бухту, и должны находится ДОТы.

Перешли на другую сторону горы, по пути встретили гадюку, которая испугалась нас больше чем мы ее, и молнией спряталась под камень. Решили спуститься к окраине города, которая представляет из себя по сути обычную деревню, нет даже асфальтированной дороги. В первом же доме нашли мужчину, который нам с душой объяснил что и где находится. Оказалось что ближайший ДОТ находится практически за его домом, получается это правый фланг узла обороны, из него Финны должны были вести кинжальный огонь. Сооружение типовое, за ним находится широкий ход сообщения, по которому перемещалась противотанковая пушка, у нее было как минимум 3 позиции. Артилерийский обстрел расчет вместе с орудием пережидал под козырьком ДОТа. Внутри предбанник, комната и для укрытия пехоты и пулеметный каземат с бронеколпаком.

Так выглядит вход в ДОТ. К сожалению фотографий мало, лил проливной дождь...

Костя смотрит через слуховое отверстие в бронеколпаке.

После отправились к так называемой "финской бане", небольшое сооружение в котором находилась станция водоснабжения.

Неприметное здание 1931 года постройки, внутри очень большой подвал, построено существенно раньше чем укрепления замка (1942-1944 год). К этому моменту мы окончательно промокли, к тому же с нами были девушки, для которых прогулка по ДОТам сомнительное удовольствие. Жаль, но самые масштабные и грандиозные постройки в этом году исследовать не удалось, хотя во всем есть свои плюсы, в следующий раз мы будет непременно лучше подготовлены, а самое главное сделаем много классных фотографий.

28 июля - банный день. Сырость и дождь за последние несколько дней порядком надоели. По такому поводу мы решили сделать настоящую баню. Насмотревшись в интернете видео Григория Соколова, мы были уверенны в своих силах. Камней на месте стоянке не было и Константин доблестно доставил их на лодке с северной конечности мыса, а также в ночи с фонариком сложил печку.

Утром после завтрака мы вместе принялись за каркас. Отказались от прямоугольной схемы, немного помучившись сделали наклонную стенку над печкой, таким образом пар будет равномерно распространяться по всему объему бани. Обычная проблема полевых бань - голове жарко, ноги мерзнут, в нашем случае была решена. Печку топили 3 часа, когда дрова прогорели и остались только угли, заложили вход камнями и приступили к обтягиванию каркаса пленкой. Как назло поднялся сильный порывистый ветер, и у нас получилось немного коряво.... Пленка в нескольких местах порвалась и её пришлось заклеить скотчем.

Кстати, за день до этого к берегу прибило банный термометр :))) мы нашли ему применение. Пошли париться, поначалу на печку лили аккуратно, понемногу. Но выяснилось, что камни очень долго держат жар и можно поддавать от всей души, температура доходила до 90 градусов, мне кажется для полевой бани это хороший результат. Но главное это то, что она находилась на берегу Онежского озера, это делало её лучшей баней в моей жизни.

30 июля. Этот день должен был быть увлекательным :))) В одном весьма сомнительном туристическом путеводителе мы нашли информацию о заброшенном монастыре, который получил известность из-за актов самосожжения монахов в средние века. Не знаю правда ли это, но монастырь был отмечен на карте, а остров находился недалеко, погода была отличная и мы решили туда отправиться. Остров называется "Палеостров", плыть на него ближе всего из уже известной нам деревни Кривоноговская. Но только мы отплыли от берега, как по рации товарищи нам сообщили, что на остров лучше не соваться. Оказалось, что монастырь более не заброшен, в нем живут отшельники. Разводят форель, и грозят ружьём всем кто подплывает к острову. По всей видимости местные пытались разжиться форелью, и монахи из-за этого потеряли свою гостеприимность. Быть подстреленным не входило в наши планы, и их пришлось быстро корректировать. Зато насладились видом на деревню с воды.

Пытались кинуть удочки, но клёва не было. Во второй половине дня переехали на Падозеро. Оно оказалось сильно заросшим. Косте и Милане повезло поймать щуку, правда после селфи она быстро улизнула обратно в воду)))

31 июля. Пришло время менять место стоянки. Направились в район Пудожи, через Повенец. Дорога сначала шла по северным, а потом по восточным берегам Онежского озера. Дорога была на капитальном ремонте. К вечеру добрались до Золотой губы, расположились в заливе "Глубокая кара". Страшное название, на самом деле милое место, если не считать опилок которые прибивает к берегу, их по всей видимости сбрасывает какая-нибудь пилорама. От них вода приобретает темный оттенок и специфический запах сырой древесины.

1 августа. "Глубокая кара" - место живописное. Песчаный пляж в центре, а по краям залива скалы, которые где плавно, а где и обрывом спускаются в воду. Много, очень много черники. Расстраивало лишь то, что место достаточно сильно загажено людьми, в прямом смысле, пришлось экстренно поработать лопатой, чтобы скрыть следы присутствия нерадивых туристов. Из-за этого место выбирали долго.

Позавтракав, направились на скалы ловить рыбу. Надо же опробовать новые воблеры, купленные в Медвежьегорске по очень приятной цене. Ловить на спиннинг со скал удобно, но нужна небольшая сноровка, так как существует риск зацепиться за камни. Если это произойдёт, придётся нырять за насадкой или обрывать леску. Я быстро приноровился и избежал зацепов, главное после заброса не дать насадке опуститься на дно и вести её в верхнем слое воды. Вскоре мои усилия принесли результат, на берегу появилась щучка немного меньше килограмма, а через час - крупный окунь.

Но к сожалению ребятам не везло. После рыбалки все отправились в Стеклянный за ништяками и поселок посмотреть, а я остался сторожить лагерь и приготовил пойманную рыбу. Щука была великолепна! А вот с этих скал мы ловили рыбу.

2 августа. Погода вновь ухудшилась... Мы перебрались на реку у Шальского.

Нашли место где судя по всему раньше была пристань, спустили лодки и поплыли по течению. Удача нам не улыбнулась и мы остались без улова. Плохая погода добралась и досюда, начался сильный дождь и мы решили свернуться пока не поздно. После такого хмурого дня просто необходимо было поднять настроение. Костя и Мила придумали испечь пончики, да именно!

Замесили тесто, дождались пока оно подойдёт. Жарили как хардкор-выживальщики в армейском котелке. Всё просто, наливаешь немного масла, ждёшь и как оно начинает кипеть и можно жарить. Главное не делать пончики слишком большими, размеров со спичечный коробок они пропекаются почти моментально. Жаль что муки у нас было впритык, а для того что бы их нормально формовать, нужно руки обсыпать мукой, иначе тесто липнет к коже. Это добавило ситуации юмора и драматизма. Пончики получались разнообразной, как правило продолговатой формы, и при обжарке получали коричневый оттенок. Процесс выпекания заслуживает отдельного рассказа, порой я смеялся до слёз.

3 августа. Наша поездка подходит к завершению, но осталось еще одно приключение - петроглифы на мысе Бесов Нос. Добраться туда проще всего по воде, дорога есть но она доступна только подготовленному внедорожнику. В деревне Каршево почти каждый двор пытается подзаработать на туристах, желающих попасть на мыс. Наняв лодку с мотором, мы отправились по реке Черная к Онежскому озеру.

Приятно сидеть в лодке и наблюдать за меняющимся пейзажем. Иногда, когда мы резко выходили из-за поворота, получалось застать врасплох и рассмотреть стайку уток.

Река Черная.

Красными крестиками отмечены места расположения петроглифов. Для тех кто не в курсе это наскальные изображения сделанные очень много лет назад первобытными людьми. Таких рисунков в Карелии много, но это место прославилось благодаря Бесу (возраст 5 тыс. лет) - изображению человекоподобного существа у которого в районе голову можно разглядеть нечто похожее на рога.
Монахи его боялись и поэтом в левую руку вложили ему крест.

Вот что интересно, изображения сделанные несколько сотен лет назад, на взгляд дилетанта, ничем не отличаются от древних. Так же этот Бес мне напомнил отдаленно человека в скафандре, но приглядевшись, я остался при мнении, что первобытному художнику не удалось закончить свое творение. В целом же рисунки разнообразного характера, некоторые простые, другие поражают своей детализацией. Изображения находятся близко к воде, нужно быть максимально осторожным что бы не свалиться со скал, в нашем случае ситуация ухудшалась сильным ветром и набегающими волнами.

Под ногами у нас находятся петроглифы.

Сохатый.

А вот и сам Бес.

Голова крупным планом.

Мне больше всего понравился осётр.

Рядом расположен заброшенный маяк.

Красоты

На этом месте я бы хотел остаться минимум на несколько дней. Будет повод вернуться.

Вот и пришло время покидать Карелию, было грустно, но эмоции полученные в ходе путешествия создавали ощущение душевной гармонии. Перед дорогой в Москву, мы остановились в Вологодской области, в гостевом доме "Каменный Бор".

Могу с уверенностью порекомендовать данное место! Большое спасибо хозяевам за душевную атмосферу настоящей русской избы! Попарившись в бане мы легли спать, завтра предстояла обратная дорога.... в Москву.

на север, путешествие, карелия, фотографии, озеро