Я была уверена, что мне не понравится фильм "Визит оркестра" (
«Bikur Hatizmoret») израильского режиссера Эрана Колирина. И не потому что режиссер начинающий, а потому что 1) в пересказе сюжет сильно отдавал политкорректностью и конъюнктурностью, 2) и я решила, что именно поэтому он побил так полюбившихся мне
"Медуз". То есть «Медузы», конечно, тоже набрали н-ное количество почетных призов, но «Визит оркестра» больше. Признаю свою неправоту: фильм отличный и не хуже «Медуз», просто они настолько разные, что глупо сравнивать. «Этот фильм и сам похож на незнакомца, который по ошибке прибыл в ваш дом, посидел с вами за столом и тихо уехал. Ничего не разбил, не украл, не рассказывал похабных анекдотов, не спрашивал, уважаете ли вы его, не устраивал сеанс стриптиза, не давил на жалость, просто попил чаю, попросил прощения за беспокойство и уехал. И вот теперь вы сидите и улыбаетесь сами себе. Просто так.» Это фрагмент из
чудной рецензии, найденной на Букнике, и вряд ли что-нибудь умное еще можно добавить к ее полному тексту.
А бывает такое, что прочтешь положительную рецензию и поймешь, что сам фильм уже и не нужен.
Вот
эта, к примеру, написана так содержательно и с таким чувством, что явно понравилась больше, чем фильм. Речь идет о
«There will be blood» - экранизации романа «Нефть» Эптона Синклера - классика, понимаешь, американской литературы (1927 год). Почему эта "Нефть" так понравилась моей дочери Юльке - большая загадка: наши вкусы почти всегда совпадали, а тут такой облом. Я-то думала, почему смотреть обязательно: 1) Оскаров отхватил и 4.5* (ну это ладно, Оскара и 4.5* мало ли кому дают) 2) Юльке очень понравился 3) Пол Томас Андерсон режиссер, автор «Магнолии». А в результате где ироническая фантасмагоричность «Магнолии» и где унылый соц., то есть кап. реализм «Нефти»? Мы такие книжки в школе проходили, у меня с тех пор травма на всю жизнь. Режиссера Пола Томаса Андерсона временно разжаловать из подающих мне надежды.
Очередные братцы Коэны:
«Raising Arizona», 5 звезд. Двумя руками подпишусь под
этим извинением: "Должен извиниться перед братьями Коэнами и забрать свои слова обратно… после просмотра
«О где же ты, брата?» мне показалось, что жанр «комедия» - не их конёк, на котором они и километра проскакать не смогут. Если сравнить эти две картины, то по поднятию настроения «Воспитывая Аризону» на несколько голов выше превосходит «О где же ты, брата?». По сути можно сказать так: «О где же ты, брат?» это то же самое, что и «Воспитывая Аризону», которая отличается по двум причинам: снято на старую плёнку и действительно смешно".
И еще одна отличная рецензия (Джона Сильвера), особенно заключительный абзац. Кстати, всадник Апокалипсиса был мною встречен как родной: похоже, небезызвестный Антон Чигур из «Старикам здесь не место» не из пустоты материализовался. Только жаль, что расклад сил добра и зла со временем сдвинулся не в нашу пользу.
«Gallipoli» (High Production Values, High Artistic Quality, High Historical Importance, 4.5*) - исторический фильм, гениально снятый Питером Уиром. Или его оператором? ибо на мой взгляд, режиссер должен вложить в свое творение несколько более глубокое содержание, чем «война - тупая бессмысленная бойня». Или простить Уиру тривиальность содержания? фильм все же старый (1981 год), может, тогда это было еще откровением. Мы посмотрели фильм перед поездкой в Турцию и оказалось, что не зря! Разговорились в Каппадокии с двумя новозеландками. Они из Стамбула специально ездили в Галлиполи (неближний путь), чтоб почтить память соотечественников,
сражавшихся в последней войне Новой Зеландии от имени Британской империи. К нашему громадному удивлению, о фильме они как раз ничего не знали, но записали к себе в блокнотик и обещали посмотреть. Чего-то у меня сегодня прямо сборник образцовых рецензий.
Вот и эта хороша (правда, на английском). Просмотрев три фильма Уира ("Шоу Трумэна", "Пикник у висячей скалы" и этот), я вынуждена признать, что, нравятся они мне или нет, но многие кадры стоят перед глазами и не забываются до сих пор.
После
романа Кристофера Приста «Престиж» посмотрели его одноименную экранизацию (
«Prestige», естественно), снятую тоже Кристофером, но Ноланом (который «Мементо»). Прист - большой мастер запутывать читателя, а Нолан, соответственно, зрителя. Моя хитрая идея разобраться в сюжете романа с помощью фильма оказалась абсолютной утопией, потому что Нолан свой фильм повернул по отношению к роману на 90 градусов и запутал по-своему, со своим сюжетом, акцентами и симпатиями.
gava дал ссылку на юзера
miss-arbuthnot, которая написала какую там рецензию!
целое исследование про фильм, про роман, про связь между ними и даже про Теслу. В результате она все же предпочитает фильм, а я таки упорствую в своей нелюбви к экранизациям, причем в данном конкретном случае не так, как в остальных. Обычно мне бывает обидно за любимую книгу, из которой выхолащивают не только философию, но многие нюансы и тонкости, оставляя голый сюжет. Здесь же не то, чтобы я ревновала к роману (да, мне он понравился, но не до трепета душевного), а просто страдаю от когнитивного диссонанса интерпретаций и общего смысла.
И наконец, последний фильм на сегодня:
«4 месяца, 3 недели, 2 дня», Румыния, 2007. На него единственного нет внятной рецензии. Ну и не надо, фильм и без нее хороший. Стилистикой немного напоминает «Визит оркестра»: такой же честный, обстоятельный, с выверенным каждым кадром, спокойный (а тот надрыв, что есть, наружу не выходит) - только здесь нет комедийных ноток, проблескивающих в том фильме. О сюжете вы, наверное, слышали: девушка помогает подруге сделать нелегальный аборт в Румынии времен Чаушеску. Удивительно, что allmovie дает ему аж 5 звезд, он редко расщедряется на такие оценки для европейских фильмов. Режиссер - Кристиан Мунджу, запомним.
Кстати, 20-й юбилей киношных постов я прозевала, будем им справлять серебряный.