Интернационал

Aug 05, 2008 15:48

Экий кинематографический интернационал у меня сегодня подобрался: Австралия, Япония, США, Израиль, Россия, Франция - четыре, можно сказать, континента. Однако самое сильное впечатление из этого раунда произвел не какой там экзотический, а вовсе даже российский фильм: «Бабуся», режиссера Лидии Бобровой, неизвестной мне доселе. Говорят, что он ухватил чертову прорву престижных наград и номинаций за рубежом, потерпев полное фиаско в родном отечестве. Отчего не оценили пророка в своем отечестве, не очень понятно. Вроде на родину фильм не клевещет и лапшу с клюквой на уши особо не вешает, а проблемы ставит вполне общечеловеческие и лишь слегка обостренные российской спецификой. То, что фильм провоцирует на досужие размышления и морализаторство, никак не умаляет его художественных достоинств. Говорят, какие-то снобы кривятся: мол, в фильме «мало искусства» - и это удивительно, ибо по мне он воплощение того самого искусства: картинки одна лучше другой, четкий ритм повествования, бытовая правдивость - и вдруг неожиданный перевод регистра с земной плоскости в надмирную.

По поводу морализаторства: первое, что напрашивается, это, конечно, осудить бабусиных внуков за черствость - все и осуждают. Более неожиданно было наткнуться на упреки Лизе, из которой «моральное превосходство над жалким человечеством так и прет», а почему бы ей самой бабусю не приютить на время. Я не согласна: по-моему, вполне естественно, чтоб о бабусе позаботились ее родные внуки, которых она вырастила и которым раздала деньги от продажи дома. Но вот этого-то, я считаю, и не надо ей было делать! в смысле раздать деньги и остаться без копейки. Пусть меня побьют каменьями за еретическую мораль вместо нотаций о милосердии, но пока не наступил рай на земле и люди не то чтобы злы, а свою рубашку предпочитают чужой, я считаю, что не стоит полагаться ни на Божью милость, ни на людскую. Есть у тебя деньги - отложи на старость, вернее будет. Забавно, что буквально в последнее время наше (израильское) государство начало заботиться о нас (а в первую очередь - о себе) насильно - вот и правильно, раз по-другому нельзя, и прошу прощения за лирическое отступление.

Вот что пишут про Боброву: "Она - единственная, кто тянет в отечественном кино "деревенскую" линию. Не ту, что скомпрометировали политическим кликушеством многие писатели. А восходящую к Шукшину: трезвую, критическую и самокритичную одновременно, не унижающую героев жалостью, не лубочную, не ищущую врагов на стороне, но властно напоминающую, что Россия не ограничивается столицами, а знать ее надо, иначе быть беде." "Бабуся" - третья и последняя на сегодняшний день работа Бобровой. Первый свой фильм - дипломный "Ой, вы, гуси…" - режиссер сняла в 1991 году, и между двумя следующими работами перерыв составлял ровно шесть лет." Жаль, что так мало она сняла, я бы посмотрела все, что есть.

«Picnic аt Hanging Rock» («Пикник у Висячей скалы») - первый фильм Питера Уира (1975)- был засмотрен в честь ошеломительного успеха «Шоу Трумана» (см. прошлый отчет). А также в честь того, что 5 звездочек и High Artistic Quality. И что ж получается? Ничего общего между двумя фильмами, будто другой режиссер снимал. "Пикник" сначала очаровывает плавной текучестью, великолепными кадрами, загадочностью и недоговоренностью, затем интригует ожиданием развязки - а под конец оставляет чувство пустоты и обманутости. Чем кончилось-то? Что сказать-то хотел? Пошто за нос водил? Затем проходит время и понимаешь, что фильм в общем-то хороший - только надо дать режиссёру право на эту открытую концовку, на выбор между мистикой и каким другим натуральным объяснением. Впрочем, вспомнив тональность картины, соображаешь, что натуральных объяснений йок - и разрешение надо давать сразу на сверхъестественное, а это не каждому по нраву.

Интересная цитата из allmovie про Уира и австралийское кино: Weir was a foremost force in the rebirth of Australian cinema, using period pieces such as this one, combined with heavy atmospherics and a fresh take on colonialism, to promote a kind of mystical super-realism that is evident in most of his films and those of Australian directors who followed him. Weir's refusal to provide a satisfying end to his puzzle of a story is also emblematic of a fresh approach that strays from a rationalized Western viewpoint into more supernatural realms that are linked to the aboriginal culture of the continent. Чудная рецензия night_spell, богато иллюстрированная кадрами из фильма, неожиданно нашлась в сообществе drugoe_kino. Наверное, она-то и примирила меня с «Пикником» и заставила хотеть Уира еще, хотя уже без прежней страстности.

А если хочешь не разочароваться никогда и получить точно то, что ожидал, включая безупречный стиль, ненавязчивый юмор, и неизменное качество - смело смотри Иоселиани. Его последний фильм "Сады осенью" /Jardins en automne/ (2006) - как бы продолжение всех остальных фильмов французского периода: по крайней мере, тех, которые смотрела я: "Фавориты луны" (1984), "In vino veritas" (1999), "Утро понедельника" (2002). Все тот же Париж, все те же веселые проходимцы и клошары, те же кочующие из дома в дом предметы искусства настоящего и мнимого, те же экзотические животные и птицы, та же тема эскапизма и текучести жизни, и все тот же автор в эпизодических ролях.

В прошлые разы я дважды давала линк на старое интервью с Иоселиани, вот еще два ( 1, 2) новехонькие, интересные донельзя и растащенные критиками на провокативные цитаты. "Арт-хаус называют еще авторским кино, причем этот термин употребляется полупрезрительно. Как бы ненастоящее кино. Как будто бывает другое! Или ты делаешь свое, авторское кино, или это не кинематограф, а макаронная фабрика, конвейер, и авторское начало тут ни при чем." Лапочка Отар, наш человек - ему позволено сказать то, что мне нет. В интервью маэстро говорит о кинематографе при советском строе и в сегодняшней Франции, о конфликте между Россией и Грузией, о судьбах русской и грузинской интеллигенции, о Шостаковиче и происхождении выражения «кукиш в кармане». О том, что живет, оказывается, не во Франции, а в Тбилиси, во Франции работает время от времени, а в Москве совсем не живет, хотя на последний фильм деньги дала Россия. О связи между грузинским и французским кинематографом: "У них были похожие этические и эстетические критерии. Я как бы являюсь для французских критиков продолжателем того, что у них в кино, к сожалению, исчезло, но считать современный французский кинематограф своим домом я не могу". Еще из любопытного вычитала, что однажды в эфире передачи "Эхо Москвы" уважаемый маэстро клеймил французское правительство за насильственную депортацию незаконных иммигрантов из стран Африки, называя ее позором Франции. Что-то такое клеймление мало соотносится с саркастическими картинами нашествия этих иммигрантов в "Садах осенью".

Все до одного критики в связи с Иоселиани вспоминают "другого противника скуки и обязаловки, Жака Тати". Однако поиски обнаружили, что снимал Тати во времена Очакова и покоренья Крыма: не устарел ли? А в общем тоска, совсем мало осталось мне из нежно любимого режиссера: "Охота на бабочек" и "Разбойники. Глава VII". Если б существовали первые шесть глав, было бы больше поводов для оптимизма.

Фильм Такеши Китано «Банзай, режиссер!», просмотренный не корысти ради, а волею принесших его гостей, оказался не для моей скромной персоны. Для того, чтоб заценить этот фильм, надо хорошо знать либо творчество самого автора (а я отпала от этой кормушки после двух фильмов), либо всевозможные блокбастеры (они меня как-то тоже благополучно минуют), либо обладать специфическим чувством юмора, которым я не. Поэтому даю слово специалистам, подписавшись под этой рецензией, а также соответствующим фрагментом из обзора Венецианского фестиваля: "в следующий раз пусть придет сам".

Sof Ha'Olam Smola: ни плохого слова не скажу, ни хорошего: обычный израильский фильм, каких много. Теперь каждый израильский фильм у меня сравнивается с «Медузами», поэтому шансы на то, чтоб переплюнуть, или хотя бы понравиться - небольшие.

Замысловатый "психиатрический триллер" "Memento" был просмотрен как хваленый маст. В этой статье рецензент пытается понять, о чем фильм, не без резона утверждая, что много о чем. "Мементо" - жанровый фильм, прекрасно рассказанная история, эта история заставляет нас задуматься, кто мы есть на самом деле". "Этот фильм отбирает сон, аппетит, рождает мысли о вечном и не дает покоя." Ммм, у меня не отбирает - ни сон, ни аппетит. И пересматривать не тянет - хотя вроде надо, если хочешь мало-мальски разобраться в сюжете. Даже неловко как-то: вроде и сделан фильм четко и грамотно, и на другие не похож. Но язык чужой для меня, тема килеров-наркодилеров тоже - потому и не трогает, все ж голливуд, куда ни кинь.

В заключение не могу не оторваться на многоуважаемых критегах. После долгого затишься вдруг они разбушевались, так что придется спустить на них собак. Вот одна пишет пространную статью о «Бабусе», мол православный там дискурс и все такое, при этом напрочь переврав имя героини (баба Тося, черт возьми, а не баба Тася!). Другой утверждает, что Толик с женой «удочерил девочку из Чечни». Третий сообщает, что сценарий «Мементо» написал сам Кристофер Нолан. Четвертый верно указывает, что сценарий написал брат Кристофера, тоже Нолан, зато Натали ничтоже сумняшеся называет Натальей. Они что, не считают нужным посмотреть фильм, о котором пишут? Ведь только подумать, сколько раз по ходу фильма произносится имя главной героини в одном случае и одной из главных в другом! У них что: дислексия, дисграфия, или эта самая антероградная амнезия? Кажется, теперь я понимаю, почему фильм «Мементо» показался критегам таким актуальным.

кино

Previous post Next post
Up