«Посмотри на меня» («
Сomme une image»). Фильмы Аньес Жауи всегда навевают мне разнообразные странные мысли. Например, в данном случае (хотела она того или нет) - про красивых и некрасивых людей. Понятно, что и такую Лолиту можно приукрасить (это проще) и научить вести себя красавицей (это сложнее). А вот обаянию и харизме, сказали наши друзья, научиться невозможно. Но мне кажется, почему бы и нет, должны быть какие-то уловки. По-английски и по-русски фильм называется «Посмотри на меня», и это понятно почему (по идее, так Лолита должна обращаться к отцу). А в оригинале - «Сomme une image» («как картинка», «как образ»). Почему? Так называется книга Пьера (подающего надежды писателя), и есть выражение «sage comme une image» (мудрый, умный, благонравный, послушный). Не могу уловить связи ни с одним, ни с другим - и непонятно мне, что означает это название (что, впрочем, не делает фильм хуже). Это был последний фильм Аньес в нашем распоряжении (есть еще в природе, но нет у нас), мы качали головами и причитали, что же теперь мы будем смотреть. Храню наставления от еще одного почитателя Аньес:
Фильмы Аньес Жауи. Кстати, Грин, может ты объяснишь загадку с названием?
«Американское чтиво» («
American Fiction»). Вам тоже навязли в зубах расовые вопросы, воукизм и прочая хрень? Тогда все бросить и идти смотреть это кино. Да, режиссер и сценарист - афроамериканец (Корд Джефферсон, запомним это имя), и да, на афише - пятеро чернокожих актеров. А фильм - о тех черных, кого эта «повесточка» задолбала не меньше, чем нормальных белых. О том, что раса, которой следует потакать, подыгрывать и снисходить как к объекту для жалости - есть раса низшая. А они - вот проблема - не хотят быть низшей, отказываются считать себя вторым сортом. В общем, очень классное кино. Умное, смешное, легкое, острое и классно сыгранное (Джеффри Райта я раньше не знала, отличный актер). И душевное тоже, между прочим. Помимо сатиры и стеба, есть тут и семейная драма, и открытая концовка (признается Монк симпатичной соседке в обмане или нет?). В общем, не будем хоронить Америку, если там еще можно снимать такие фильмы. Или уже можно? Хотелось бы надеяться на второе. Отвлекаясь от главной темы: вот эта ситуация, когда серьезное творчество писателя не ценят, а сляпанную смеха ради дешевку (в данном случае книжку о жизни негритянского дна) превозносят до небес, нам с Л. обоим что-то напоминала. Я вспомнила
Бориса Виана с его «Могилами»... но нет, какой-то фильм или роман тоже был, не могу только вспомнить, какой.
«Идеальные дни» («
Perfect Days»). Знаете ли вы, что… После пандемии COVID-19 японский бизнесмен Кодзи Янаи пригласил Вима Вендерса в Японию для создания серии рекламных роликов о редизайне общественных туалетов в районе Сибуя в Токио. Режиссёр был так впечатлён увиденным, что предложил Янаи вместо роликов снять художественный фильм. Съёмки заняли всего 17 дней. Сценарий фильма был написан за три недели. И так появился первый в истории фильм, снятым не японским режиссером и выдвинутый от Японии на кинофестиваль. Мы не сразу понимаем, что главный герой не родился уборщиком туалетов, а определил себя в добровольные послушники. Прошлого Хираямы мы не знаем, знаем только, что в прошлом он хочет остаться. У Хираямы свой мир: музыка 70-х на кассетах, черно-белые фотографии, бумажные книги. Музыка - одна из главных героев фильма, вот и название оттуда. В саундтреке «Perfect Day» звучит в двух вариантах: оригинал Лу Рида (1972) и версия комореби (а вы знали, что это? я теперь вроде бы знаю). Умиротворение в повседневности, очарование рутины. Будь как Хираяма - говорит нам фильм, и это хороший совет. Если сможешь. Я нет. И может, поэтому не могу сказать, что фильм сильно меня зацепил. Но он классный. Как минимум тем, что не похож на другие, но и задумкой, и режиссурой, и великолепной игрой Кодзи Якусё.
«Мастер и Маргарита» Я тут просто отметиться, что посмотрели и очень понравилось. Особенно то, как удачно сплавили Мастера с Булгаковым и особенно немецкий Воланд (все остальное тоже, но это особенно). Столько уж всего про этот фильм понаписано (у меня страницы две ссылок, могу в комменты бросить, кому интересно). А я просто пару слов про то, что вокруг. Во-первых, интересно, как такой фильм могли в сегодняшней России допустить до проката. А вот прошел же! Хотя: На работу постановщика, живущего в США и выступавшего против войны, обратили внимание российские чиновники и пропагандисты; среди прочего, они потребовали наказать Фонд кино за финансирование проекта. Ультраправый публицист Егор Холмогоров назвал фильм «пропагандой сатанизма и терроризма». Вот именно что. А еще не помню кто из моей ленты спросил: знаете ли вы, что Михаил Локшин - сын того самого
Арнольда Локшина? Так я узнала про того самого - и правда очень любопытная и исключительная история.