Давненько мы не ездили в циммер с нашей компанией. Как вернулись полеты после ковида, так мы и летали себе за границу. Наконец радикально соскучились по циммеру и назначили его на 15 ноября, ну а тут - сами понимаете, какой циммер. И вот прошло два месяца, жизнь вернулась в какую-то колею, и друзья наши Ритка с Ленькой вдруг среди ночи посылают в группу вопрос, не хочет ли кто приехать к ним в Алон аГалиль отпраздновать Ленькин ДР. Народ прям ночью проснулся, встрепенулся - и все до одного отвечают: да! Выпить за здоровье именинника - святое дело, а вместе с ним - еще святее.
Как же было хорошо! И вкусно! (В центре - авторский плов)
А Танька Д. и говорит: нечего вам ехать домой в Модиин, ночуйте у нас, и завтра будем гулять по Хайфе, будет вам мини-циммер. И кто бы мог от такого отказаться? Циммер не циммер, но утром нас ждало такое
А потом экскурсия! Я же Хайфу совсем не знаю, 120 км от нас - дальний свет. И вот Танька садится с нами в машину, мы забираем другую Таньку из поблизости, Танька Д (которая гид души моей) раздает нам наушники (фирма веников не вяжет!) - и поехали!
Первая остановка - Стелла Марис, главный монастырь ордена Кармелитов. В плане представляет собой латинский крест, а построен как крепость (все окна высоко расположены). Сейчас в нем проживают 15 монахов. Главное строение комплекса - собор, который получил от папы римского почетное звание «церкви-матери» и статус мирового центра кармелитского ордена.
Орден Кармелитов был создан в конце XII века как орден нищенствующих монахов, он тесно связан с горой Кармель, что отражено в названии. В качестве патрона монахи выбрали Илью Пророка и старались во всем подражать его аскетической и праведной жизни (по крайней мере, нам так рассказывают). Покровительницей кармелитов является и Дева Мария. Первый монастырь кармелитов был основан не так далеко отсюда, в вади ручья Сиах, а позже, уже в XVIII веке, переместился на вершину горы Кармель, к пещере, в которой останавливался пророк
Илия перед соревнованием со жрецами Ваала в Мухраке, а также, по христианской традиции - святое семейство по дороге в Египет. Насчет останавливался - уточнение: пещер две - верхняя и нижняя. Верхняя (вот эта самая, на горе Кармель) - католическая; кармелиты считают, что Илья пророк не только останавливался, но и похоронен здесь. Нижняя - еврейская и друзская, соответственно пророк Элиягу (Нэби Хадер) похоронен там. А в верхней, считают евреи, похоронен Елисей (Элиша), ученик Илии (Элиягу). В ТАНАХе не написано, что Элиягу был в пещере на Кармеле. Но традиция есть традиция, тем более такая древняя (Элиягу жил в Израильском царстве в IX веке до н. э.).
Над входом - герб кармелитов, а на монахе поверх рясы - скапулярий (см. ниже).
На гербе - силуэт горы Кармель и три шестиконечных звезды, посвященные покровителям кармелитов: деве Марии и пророкам Илие и Елисею. Корона символизирует царство божие; меч - пророка Илию. Латинская надпись переводится так: «Ревнуя, возревновал я о Тебе, Господе Боге Вседержителе». Что является отсылкой к Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал Илия, ибо все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. Саваоф, как оказалось, и есть Вседержитель.
Историю современного монастыря можно прочесть в Википедии. Интересно, но слишком много для моего поста. Вынесу немного оттуда.
Новая церковь была серьёзно повреждена во время Наполеоновской кампании 1799 года. В монастыре были размещены больные и раненые французские солдаты. Когда, потерпев поражение у стен Акко, Наполеон отступил, солдаты были перебиты турками, которые разграбили и разрушили монастырь и изгнали братьев. Изгнанные монахи были вынуждены покинуть Святую землю и уехать в Европу. В 1804 году они отправили в Святую землю, для выяснения обстановки, отца Юлиуса. Священник первым делом перезахоронил останки наполеоновских солдат и поставил над братской могилой небольшой памятник-пирамиду, который и сегодня можно видеть перед входом в монастырь. Вот тут мы его и видим (слева).
Роскошный купол расписан Луиджи Поджи (ок. 1920). В маленьких (узких) секторах: пророки Исайя, Иезекиил, Даниил и царь Давид, играющий на арфе (его сразу видно, в зелененькой юбке). В больших секторах - интереснее, тут местные байки. Там, где кони - вознесение Ильи, он бросает плащ Елисею (Илия оставил пророку Елисею свой плащ («милоть»), сбросив его (её) уже с огненной колесницы). Вверх ногами - возвращение св. Семейства из Египта в Назарет, а внизу слева - Св. Шимон Сток держит скапулярий и ангелы спасают из чистилища души тех, кто был в скапулярии (т.е. был кармелитом). Что такое
скапулярий? Это важно. Слово произошло от латинского scapulae (лопатки, привет французскому epaule). Скапулярий носят монахи различных орденов, но кармелиты носить его обязаны, и у них он имеет особый смысл. Есть еще малый скапулярий, но оставим хотя бы его за кадром, поскольку здесь не видим.
По периметру церкви - библейские цитаты, связанные с Кармелем:
«Слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона (Шарона)»
«Голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур» (из «Песни Песней»)
Двери - работы Мелькиорре, кармелитского монаха из Италии. Вот вам и пророк Илия, и дева Мария
А как такое получилось?
Я все пытаюсь хоть что-нибудь еще оставить за кадром, чтоб не углубляться - например, реформаторов кармелитских,
Терезу Авильскую и
Иоанна Креста. Но не получается. Вот, к примеру, иллюстрацию к трактату Иоанна Креста "Восхождение на Кармель". Боковые дороги (одна из них, кажется, богатство, вторую не помню) ведут куда-то не туда, а третья (которая Nada) - прямо к Богу.
А вот статуя Девы Марии Кармельской - дар монахам-кармелитам от правительства республики Чили. История такая. Два века назад Чили была испанской колонией и начала борьбу за независимость. Вначале повстанцы терпели поражения, но когда на помощь пришли аргентинцы во главе с генералом Хосе де Сан-Мартином, им удалось победить превосходящие силы испанцев (12.02.1817 - битва при Чекабуко), а все потому, что за неделю до сражения Хосе молился Деве Марии Кармельской. И тогда он провозгласил ее покровительницей армии повстанцев.
В 1894 году в Хайфе перед зданием гостиницы для паломников появилась колонна со скульптурой Богоматери. На постаменте - герб Чили. Под ним (на испанском): «Дева Мария Кармеля, королева Чили! Храни нас./ Радуйся Мария, благодати полная!/ Чилийцы выражают Тебе свое почтение. / Любовь к Родине - любовь к Богу». С другой стороны (на французском): «Как свидетельство признательности и любви, которую нация и ее сыновья испытывают к Матери Бога, Республика Чили посвящает этот монумент Божией Матери Кармельской, покровительнице армии и особой защитнице очагов Чили».
Утвержадют, что памятник отлит из пушек, захваченных чилийскими повстанцами у испанцев. А с 1923 года Богоматерь Кармельская является небесной покровительницей государства Чили. Так что лучше бы они подумали сто раз перед тем, как отзывать своего посла.
Напротив монастыря - кафе Calamaris, отсюда открываются великолепные виды на Хайфский залив (и рыбки любуются прямо из аквариума).
На всем длиннющем побережье Израиля это единственный залив, на севере залива - Акко, на юге - Хайфа.
Внизу видна зеленая подводная лодка - это Хайфский морской музей
А это - фуникулер Стелла Марис. И по этому поводу немного о транспорте.
В Хайфе две канатных дороги, не связанные между собой:
- пассажирская «Рахбалит», интегрированная в систему общественного транспорта (правильно «Ракавлит», но никто ее так не называет): соединяет транспортный терминал Лев-ха-Мифрац с Технионом и Хайфским университетом. Длина 4,4 км, перепад высот около 460 м
- канатная дорога на горе Кармель, спускающаяся с горы к набережной Бат-Галим в западной части города (вот это наша). Длина 355 метров, перепад высот 130 метров. Она в основном используется туристами, и стоит ненулевых денег.
Чтоб совсем вас запутать, в Хайфе есть еще метро Кармелит (самое короткое в мире) и автобусная сеть Метронит (со специальной выделенной полосой).
Я тоже запуталась, только знаю, что на «Рахбалит» надо будет непременно прокатиться.
А вот удивительная штука - Медный дом! Скомпилирую
отсюда, немного сократив, и из Танькиных записей.
В 1922 г. в Германии был проведен конкурс на лучшую технологию возведения домов из отдельных модулей. Первое место в этом соревновании получил немецкий архитектор, основатель знаменитой школы дизайна и архитектуры «Баухаус» в городе Веймар Вальтер Гропиус. Компанией же, которая взялась за практическое осуществление этого проекта, стала возглавляемая Зигмундом Гиршем строительная фирма «Гирш. Производство меди и латуни». Т. к. эти сооружения составлялись из отдельных готовых модулей, которые могли перевозиться на далекие расстояния, была возможность в относительно короткий срок удобно собрать их в любом месте. При этом внешние стены и крыши зданий облицовывались медными листами, из-за чего «в народе» они получили наименование «медные дома».
С приходом к власти в Германии нацистов часть еврейских жителей страны решила ее покинуть. Более того, немецкие власти некоторое время даже приветствовали такую эмиграцию. Ведь евреям запрещалось переводить из страны капиталы, но разрешалось забирать продукцию, выпущенную и купленную в Германии. Согласно подписанному в августе 1933 г. т. н. «Соглашению ха-авара» между английскими и немецкими властями, а также еврейским агентством «Сохнут», которое представлял Х. Арлозоров, такая продукция могла переправляться на территорию Британской империи, а значит и в Палестину. И вот в августе 1933 года выходит новый каталог для отбывающих в Палестину: модели «Хайфа», «Шарон», «Иерусалим» (а раньше назывались «Медный замок», «Весенние грезы», «Счастье», «Медная сказка», «Майское утро», «Сокровище»). Самый маленький из домов - модель «Хайфа», на 70 кв. м, весил около 15 тонн и поставлялся в 34 пакетах. И слоган: «Возьмите с собой в Палестину медный дом - в нем будет прохладно даже в сильную жару». Тоже из записей, любезно предоставленных Танькой, (формулировка понравилась): 11 или 14 медных германских иммигрантов въехали в Палестину с 1933 по 1938 гг.
На сегодняшний день в Германии сохранилось около 40 медных домов, а в Израиле - четыре: один в Цфате, и три в Хайфе. Остальные были разрушены или сгорели. Тот, что перед нами - дом Александра Грондмана, ул Хурша, 9.
Гулять было легко и приятно, а искать инфу и организовывать ее в текст - ой-ой-ой. На этом месте я утомилась и продолжу в следующем посте, над которым еще работать и работать. Оставайтесь с нами плиз! И шлите исправление ошибок - а то я тут первый раз в первый класс, на такие бесконечные темы и сразу много.