Шварцвальд. День 3. Этнографический музей Немецкой деревни, Хорнберг, Шильтах

Jul 21, 2023 11:17

Филлинген - Ротваль - Эгисхайм - Кайзерсберг - Музей Немецкой деревни - Хорнберг - Шильтах - Эттлинген - Гернсбах - Кальв - Хирзау - Цафельштайн - Эттенхайм - Генгенбах - Штауфен - озеро Шлухзее.
Начало: 1, 2, 3
25 мая 2023 г.
В утреннем свете. Очередной вид с балкона. Не последний

Сегодня едем в три места, а при желании можно насчитать и четыре. Надеюсь, что осилю в одном посте. Начинаем с этнографического музея около деревеньки Гутах. Дорога от парковки ведет мимо автомобильчика, украшенного шапочкой «Девушки из Шварцвальда» (это важно, но про нее чуть позже). На этой фотке К. рассказывает не про шапочку, а про то, как устроены номера немецких автомобилей, - и это любопытно. Однако именно на этой машинке номер нетипичный, поэтому про автомобильные номера расскажу в другом посте. Сейчас только про надпись на машине.
На момент открытия (1964 г.) тут было одно подворье «Фогтсбауэрнхоф», так музей и назвали. За прошедшие годы музей значительно разросся, и сегодня тут можно увидеть, как жили люди в разных регионах Шварцвальда в разные времена. Тетечка с красной сумкой - не наша, мы почему-то ее из отеля прихватили.

А я вот родственницу нашла.

Шварцвальдские дома легко узнаваемы - четырехскатные крыши, которые лучше сохраняли тепло в условиях суровых горных зим и с которых хорошо скатывался снег (инфа, как всегда, с сайта К., и там все подробнее).

Разнообразная утварь, которой даже названия не знаешь.

Машина времени такая.

А машинка швейная у меня тоже была похожая.

Телеги какие-то неимоверные.

А эта стела свидетельствует о страшном преступлении - единственном, произошедшем в деревне за 300 лет: убийстве соперника на почве ревности.

Тут явно кулацкое хозяйство.

А тут просто тихо капает вода.

Эта открытка напоминает нам о том, что именно здесь появился шварцвальдский головной убор Болленхут, знаменитая шапочка «девочки из Шварцвальда». Местные женщины носили эти шляпки начиная с 1750 года как часть национального костюма в деревнях Gutach, Kirnbach и Hornberg-Reichenbach. И только сильно позже шляпка сделалась символом всего Шварцвальда. Целая статья Википедии посвящена тому, как это произошло. Там написано про колонию художников, поселившихся в Гутахе, и про фильмы по мотивам оперетты The Black Forest Girl (Schwarzwaldmädel), но даже не упоминается ее композитор Леон Ессель. А вот ведь про кого фильмы снимать. Клавин рассказ про него я вынесу в П.С.

В шапке 14 шерстяных помпонов, расположенных в форме креста, причем на виду только 11, а три не видны. Молодые девушки носят Bollenhut с красными шариками, а замужние женщины с черными. Девочки до конфирмации, вдовы и пожилые женщины носят только шелковый чепец (насколько я поняла, это тот, что под шапкой, с лентами). Говорят еще, что красные помпоны и белые края болленхута вдохновили верхний слой торта "Черный лес". Тетенька роскошная, правда?

После музея нам рекомендовали тут же и пообедать (а то мало ли что). Спаржевый супчик ели. Говорят, короткий у него сезон - май-июнь. Вот, сезоном воспользовались (и не раз).

Поскольку Л. мне подсунул эту фотку с пивом, упомяну здесь, что старший сын нашей Клавы Яша живет с семьей в Эйлате и держит пивоварню и ресторан. Наши друзья (никак с Клавой не знакомые) были там пару лет назад и очень ресторанчик тот хвалили. А мы, вестимо, еще не доехали (лето же, какой Эйлат).

А мы теперь едем в Хорнберг - сначала наверх в замок, потом вниз в городок. Помните, Хорнберг в числе трех деревень, где носили болленхут? Вот и напоминают. А чувачок с пушечкой - из другой истории.

Наверху - два замка, старый и новый, в новом сейчас отель.

Замковый отель построен на месте замковых вспомогательных построек и пивоварни. После того, как здание получило пристройки в стиле барокко, оно стало отелем, а в 1897 году было отстроено заново и названо «Новый замок». Отель использовали промышленники и торговцы, потянувшиеся в Хорнберг после открытия железной дороги. После Второй мировой «старый» пришел в упадок, а «новый» использовался как госпиталь, а затем - как спортзал для школьников. В 1977 году старый замок был снесен, а в новом открыт отель «Шлосс Хорнберг». Эту новую историю я, как всегда, цитирую с сайта К., и там же читайте про древнюю историю замка.

Мы лезем вверх на крепость. Стандартный кадр, простите, не удержались.

А вот такой плакат отнюдь не в любой крепости можно встретить. История, на нем отображенная, лежит в основе прекрасного немецкого выражения «Хорнбергская стрельба». История такая. Жители города и обитатели крепости готовились к приезду герцога Вюртембергского. Решили дать залп по поводу его въезда в город. И вот наблюдатели с крепости увидели пыль на дороге, решили, что это карета герцога, и дали залп. Когда дым рассеялся, поняли, что это была почтовая карета. И вот второй раз пыль на дороге. Дали второй залп. Оказалось - заезжие купцы. А герцог не приехал. И с тех пор Хорнбергская стрельба на немецком означает, что вы чего-то очень ждете, готовитесь, а оно не происходит (такая комбинация "сидеть с мытой шеей" и "много шуму из ничего"). А в летние месяцы 80 актеров в исторических костюмах показывают в Хорнберге, как все это было.

Залезли наверх. Город в долине как на ладони - красота.

Вот там у отеля мы только что стояли.

От крепости сохранились две башни - Замковая и Пороховая. Пороховую превратили в Солодовую башню для замковой пивоварни.

Здесь мы тоже нашли сову. Иллюстрация для тех, кто в прошлом посте спрашивал про погоду: с первой совой я в курточке, со второй - в кофточке с коротким рукавом.

А это кадр из новозамкового мужского туалета. Пушка и в туалете должна напоминать нам про историческое событие.

Опять цитирую К.: Главное, чем любуются сверху - виадук железной дороги. Горный маршрут протяженностью 28.6 км с перепадом высот от 241 до 806 метров считается самым сложным участком Шварцвальдской железной дороги. Поезда преодолевают на этом участке 38 тоннелей и петель. Самый первый тоннель - 50-метровый тоннель Ребберга - расположен прямо перед виадуком. Дважды в час со смотровой площадки можно наблюдать, как поезда идут вверх и вниз, и проходят эти 150 метров по виадуку. Выглядит это как самая большая модель железной дороги. Именно виадук стал причиной бомбардировки Хорнберга французской авиацией. Мы смотрим на виадук, и до поезда еще минута... Клавдия проверяет в транспортном приложении на телефоне (во, я научилась по-русски!). Поезд должен пройти в 14:42. Нет, уже в 14:43. Нет, уже в 14:57. Ну нет, хватит ждать, пошли дальше. Говорят, прославленная немецкая точность уже не распространяется на поезда. Это я не раз от немецких жителей слышала, ну а тут вдруг подтверждение.

Мы спустились из замка в город и видим печальную корову. К. рассказывает: некоторое количество лет назад в Германию решили импортировать литовское молоко, потому что дешевле. И тогда местные крестьяне в знак протеста стали выливать немецкое молоко на мостовую! Не запомнила, чем дело кончилось.

На въезде в город - ландскнехт. Фонтан был установлен в 1955 году, а стихи о «Хорнбергской стрельбе» на постаменте принадлежат профессору Теодору Келлеру, 1564 год.

Вот она, речка Гутах

Мишка на шаре - памятник существовавшей здесь многие годы гостинице "Медведь".

Здесь я впервые увидела Майское дерево в натуре. Столько читала про эти деревья в Бельгии у Лейлы bruxelloise-ru, а сама ни разу не встречала. Но как же так? - спросила я себя. - А потому что ни разу не путешествовала в мае по северной Европе, - догадался Штирлиц.

А это тележка бакалейщика, которая с 1564 года развозила товары. На ящичках надписи: «Чай», «Воск», «Хлеб» и так далее. Это игра - надо отгадать, сколько стоят продукты, и бросить мячик в лунку, мячик выпрыгивает из отсека и можно увидеть, правильно ли отгадали. Бакалейщица из наших.

Симпатичный городок и очень древний

Фонтан «История Хорнберга». Представляет 900-летнюю историю города через двенадцать ее важнейших событий.

Ратуша. Что на ней изображено? Правильно - хорнбергская стрельба. На фреске мы видим гордых ландскнехтов и хорнбергский герб.

С обратной стороны пристройки Ратуши - Бруно фон Хорнберг, менестрель конца 13 - начала 14 веков (кажется, их было двое, и оба Бруно).

Городская скульптура: полицейский делает укоризну собаке, задравшей лапу в неположенном месте.

Приходская евангелическая церковь. К. рассказывает: когда ЮНЕСКО заявило, что Стена Плача и Храмовая Гора не имеют отношения к евреям, протестанты Германии устроили акцию. Купили несколько сотен библий, отчеркнули красным все соответствующие места Ветхого завета (с упоминанием Храма и Иерусалима) и отправили в ЮНЕСКО.

Сонька наша: ну и что, стало лучше?
Клава и я хором: конечно, стало! (делай что должно и будь что будет).
Бог: я открыт для тебя. И это трогает.

Ну а мы садимся в свой прекрасный автобус и едем в следующий городок: Шильтах.

Музей лесопилки, рафтинга и кожевенного дела. Тут куча всего. Желающие виртуально посетить музей приглашаются к Клавдии на сайт.

Сказано лесопилка - значит лесопилка.

Рыночная Площадь, Марктплатц. У Шильтаха тоже древняя история (впервые упомянут в 1275 году), но эти герцоги, строители и королевства мне мало что говорят. Кому интересно - читайте историю сами знаете где.
И здесь майское дерево!

Горсовет. Это то самое место, по которому люди моментально узнают Шильтах.

Слева - музей Аптеки. А над городом - лес. Тот самый Черный лес

А здесь и лес, и речка

Это не просто так себе фахверк! Дорога его. Шильтах - один из образцов немецкого фахверка.

Дома, несмотря на то, что кажутся разными, достаточно однотипны в плане функциональности - на первом, каменном этаже, располагалась мастерская, таверна или магазин. Выше были квартиры, а под крышей хранилось сено и дрова.

Лесосплав - почти в натуре

Вдруг Клава начинает загонять всех нас на какую-то странную круглую платформу. Ну, кто со мной знаком, знает, как я "люблю" эти групповые фото. А в результате круто получилось! Никогда еще такого прикольного не видела

Вот красоту Шильтаха очень трудно передать. А жаль - потому что это один из двух городов нашего "малознакомого" Шварцвальда, которые понравились мне больше всех. Второй приберегу на потом.

Сегодня на ужине Клавдия демонстрирует нам мужской национальный костюм.

И еще один сюрприз. Леонид из нашей группы принес на ужин какие-то чуднЫе деревянные волчки, которые вертятся не останавливаясь, если умело с ними обращаться. А если не умеешь, можно с ними развивать мелкую моторику. Или сохранять ее - кому что. Стробоскопический эффект (не верь глазам своим!) тоже продемонстрировал. Народ крутил эти волчки, развлекался всяко (это кадр из клипа, поэтому такой нерезкий, а сам клип мне суровый Л. не позволил добавить).

В утреннем свете было - вот вам в вечернем для комплекта. А вместо "спокойной ночи" сейчас будет обещанный П.С. про композитора Леона Есселя.

В начале прошлого века Леон Ессель писал оперетты и популярные рождественские песенки, которые распевала вся Германия (песенку «Парад оловянных солдатиков» поют до сих пор). Его оперетту «Девушка из Шварцвальда» ставили в Берлине, по всей Германии и за рубежом около 7000 раз, начиная с 1917 года и до полного запрещения в 1933 году. Дело в том, что Йессель был еврей, который очень хотел стать немцем. Он женился на девушке, которая вступила в нацистскую партию, когда она еще не была партией власти. Ессель очень надеялся, что Гитлер даст ему звание «Почетный ариец», как Кальману (который от этого звания отказался), но в 1942 году он был арестован и умер в тюрьме. Перед смертью он написал прощальное письмо о том, что нельзя открещиваться от своей крови - она тебя найдет. Немецкие журналисты написали про него «Он сгорел в горниле любви к немецкой нации, как стойкий оловянный солдатик», а с его легкой руки эта шапочка стала шварцвальдским брендом.