Чтиво номер 107. Фридрих Горенштейн, Мишель Бюсси, Дмитрий Данилов, Бонни Гармус (брошено)

Apr 12, 2023 16:54

Фридрих Горенштейн, «Место». Книга длиннющая ужасно, не каждый осилит, я ее сто лет читала. Но великая, по многим параметрам. Прежде всего умением автора залезть в голову своего героя и вывалить на нас буквально процесс его мышления (очень люблю такие). Многие описывают Гошу Цвибышева как героя неприятного и отталкивающего. Я не совсем с ними. Каким-то образом автор внедряет своего героя в мою душу, я проживаю с ним минуту за минутой и неслабо ему сочувствую, ярко представляя себе, как сама выживала бы на его месте. Потом эта невероятная его речь: сочетание неуклюжих канцеляризмов с емкими описаниями и дьявольской психологической наблюдательностью. Дух и детали эпохи воссозданы в этом романе так, что вам и не снилось. Мы будем гадать вместе с Гошей, кто будет выбран в качестве жертвы для показательного убийства - Молотов или Меркадер. Под тем неназываемым городом, где Гоша мыкался в общежитии, мы будем угадывать Киев, а под «восстанием в южном городе» - Новочеркасский бунт 1962 года. Мы напрочь запутаемся в калейдоскопе тайных обществ диссидентского движения времен хрущевской оттепели, от «Русского Национального Общества по борьбе с антисемитизмом» до неонацистской ячейки под названием «Большое Партийное Ядро». Мы будем с удивлением внимать теории «разумной тирании» от Журналиста, занявшего такое большое место в жизни Гоши. Понятно, что в романе много автобиографического, так что я с интересом прочла и про самого Фридриха Горенштейна. Оказывается, он был успешным сценаристом («Солярис», «Раба любви»), ну а книги его не печатали - что логично, если судить по этой. Читала я ее очень долго, но оно того стоило, одно из сильнейших впечатлений последнего времени.

Мишель Бюсси, «Безумство Мазарини». Послушала немного, думаю, что за странное название такое? Почему вдруг «безумство»? Нашла французское название - совсем другое дело! Нет, я не знаю, как это перевести, но смысл объясню. «Sang famille» звучит как «Sans famille» («Без семьи», обязательная детская книга Гектора Мало). «Sang» - кровь (а проект тамошний, как мы помним, назывался «Сангвиньер»), «famille» - семья. Высокого класса игра слов, полностью соответствующая содержанию. И снова обманка! В « Черных кувшинках» было «когда», в « Красавице» - где, а здесь - что. Как всегда у Бюсси, узнаешь нечто новое и неожиданное (про острова разбойников, например). Как всегда, оторваться невозможно. А здесь (в дополнение к «ой, страшно») еще и юмор местами. Хороший такой - там, где про пионеров и особенно про Клару. Что-то раньше за Бюсси юмора не было особо замечено. Читают двое - Кирилл Радциг и Илья Сланевский - отлично! Про фотографию в комнате мальчика - не слишком правдоподобно, но все равно круто. В общем, Мишеля Бюсси, моего любимого детективщика, продолжаю нежно любить. Ну ладно, одного из. Но после каждой его книги кажется, что таки да, самого любимого.

Дмитрий Данилов, «Саша, привет!». «Приглашение на казнь», «Процесс» и всякое такое, в современном варианте. И Сашу из заглавия вы представляете себе неправильно. Свежо, необычно, захватывающе, глубоко, читается на одном дыхании. Точнее, слушается: читает сам автор - ровно так, как и надо читать. Легкий слог, полный иронии и самоиронии. И это вот guilty pleasure, когда содержанию можно только ужасаться - а ты просто наслаждаешься тем, как написано. Концовка привела меня в некое недоумение (всякого приведет, чегоужтам), и я начала листать интернет в надежде на разъяснения. И вдруг натыкаюсь на фразу: «мир предельного комфорта и тотальной несвободы». Ого. Ничего не напоминает? А если еще вспомнить «ДВ» («Доброе возвращение») - кстати, один из сильнейших моментов... Полная цитата: «Книга Дмитрия Данилова вроде бы про будущее, но мир предельного комфорта и тотальной несвободы, в котором очутился герой романа, кажется подозрительно знакомым: это прогноз на завтра, который сбывается уже сегодня. Но даже в этом клиентоориентированном застенке Данилов видит жизнь и рассказывает о нём с иронией и нежностью - значит, поживём ещё» (Юрий Сапрыкин). Тем и хорош открытый финал, что позволяет сделать вывод, который тебе больше по душе. Ну а чем плох - тоже понятно. Я бы, наверное, предпочла какой-то определенный логический конец, но если честно - за удовольствие, полученное от книги, могу простить какой угодно, пусть будет открытый. Что еще почитать Данилова, чтоб не хуже? Знаю, что у него есть пьесы, но мне бы лучше романы.

Бонни Гармус «Уроки химии». Послушали немного и спросили себя, какого черта. Ходульные герои, немного не от мира сего (с несчастным детством, но гениальные и безупречные), такие Золушка и прекрасный принц, а кругом завистники, насильники и разнообразные формы дискриминации. Сплошные клише и стереотипы. Трактаты о свободе женщин, харассмент, жалистная история о гее, феминистские лозунги (все, что нужно для души) не просто вываливаются на читателя, а разжевываются до жвачки, чтоб не осталось недомолвок. Не дождавшись новых откровений, бросили. В конце концов никто не отменял других писателей, у которых живые персонажи, нешаблонные ситуации, второй план, подтекст и нестандартные мысли. Хватит на нашу жизнь. Откуда эта прелесть вообще взялась? Роман «Уроки химии» вошел в двадцатку лучших книг 2022 года по версии Amazon, а также стал лучшим дебютным романом среди читателей Goodreads. Права на издание романа проданы в 34 страны, а Apple TV уже работают над экранизацией с Бри Ларсон в главной роли. Ну что ж, флаг им в руки.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up