Мишель Бюсси, «И все-таки она красавица». В моем чтивном файле «на будущее» нашелся такой коммент (от кого - увы, не записано): Если детективы любите, то спрошу, знакомы ли вы с творчеством Мишеля Бюсси? Я прочел несколько книг, сейчас читаю «И все-таки она красавица». Вас последняя наверняка заинтересует, хотя бы потому, что в ней есть совы и про всякую французскую песню (...). Бюсси хорош. С самых первых книг. И вот ведь чистая правда! И совы, и французская песня. Ну, французская песня у Бюсси всегда. Здесь же, в частности, упоминаются известные песни Гольдмана и Рено (обе со смыслом). Не говоря о названии, взятом из песни Пьера Перре, в полном соответствии содержанию. Даже имя главной героини почти то же.
On la trouvait plutôt jolie, Lily
Elle arrivait des Somalies, Lily
Dans un bateau plein d'émigrés
Qui venaient tous de leur plein gré
Vider les poubelles à Paris
С самого начала книги я была в восторге. Так мощно закручена интрига, такие герои цепляющие, и тема супер актуальная. Потом начали возникать вопросы. Как героине удалось перетащить во Францию родителей, если она сама получила вид на жительство всего три года назад? Еще парочка подобных диссонансов, и еще... Где-то уже во второй половине сделалось очевидным: если в «
Чёрных кувшинках» Бюсси дурил читателю голову с временнЫми пластами повествования, то здесь он проделывает тот же трюк с географическими локациями. Отличная ведь идея поиграть с глобализацией: Старбакс, Ибис, Ред Корнер - поди пойми, о каком городе (и даже стране) речь. Я даже нарочно попросила Л. (который слушал после меня) обращать внимание на то, где происходит та или иная сцена. Виртуозные обманки, высший класс! И вот это мне понравилось прямо очень. Конец хуже. Сумка с «сокровищем», Саворньян, ни с того ни с сего празднующий воссоединение с родными, сцена в бассейне - как-то оно так себе. И все же эти баги не затмили общее удовольствие, полученное мной от слушания (Дмитрий Креминский, Юлия Яблонская) - ну, и от самой книги. Я точно знаю, какие опасности и неудобства для коренного населения страны исходят от мусульманских иммигрантов, но полезно же услышать и другую сторону. И нет, мне не показалось ни заказухой, ни повесточкой. Мораль никакая не навязыватся, стороны сбалансированы.
Алекс Тарн, «Девушка из JFK». Книга совершенно хулиганская и сильно выбивается из стандартов. Тут у автора герои, работающие «за бога». То бишь восстанавливающие справедливость в нашем сумасбродном мире по своему разумению. А поскольку у автора разумение примерно то же, то он и оттоптался всласть на тех, кого называет «зомби»: «защитниках» животных, профессиональных феминистках, радетелей за палестинцев и т.п. При этом, выступая от имени девушки из народа («JFK» - не то, что вы подумали), он вообще может позволить себе все, что угодно. Честно говоря, я получила неслабое удовлетворение от подобного наведения порядка - если нельзя на деле, так хоть на бумаге оттянуться. Кое-чем это удовольствие было подпорчено. Дело в том, что книга представляет собой эдакую помесь памфлета с приключенческим романом, и мне не нравились места, где памфлет брал верх. Например, описания американских зомби, на мой вкус, можно было подсократить. А также добавить этим зомби ну хоть капельку привлекательности (лично я знаю кучу зомби чрезвычайно милых и славных в общении). В книге много израильских реалий, и прикольно узнавать узнаваемое: Джесси Каган = Джесси Коэн, Офер = Омер, Ави Нисангеймер = Ави Нисанкорен, Рэйчел Суинки = Рэйчел Кори. Забавно, я думала, что радетелей за палестинское дело автор называет анархистами издевательства ради. Какое там! Оказалось, они и правда анархисты, и вот, стоило дочитать книжку, как сразу новости про них попались (
1,
2). Интересная идея про рэкет. Много реально смешного. Сейчас вспоминаются только Махлуф Рубинштейн (по известным причинам), "Really?!" и Карподкин, но мы много где ржали. Читает моя любимая Юлия Яблонская, почти не перевирая ударения (Алекс, видимо, научил). Слышала, что уже написано продолжение, и жду с нетерпением. Все-таки исключительно увлекательное чтиво.
Алексей Сальников, «Оккульттрегер». Увы, не дослушали. Вроде местами было симпатично - меткие наблюдения, остроумные замечания... А все вместе - какой-то унылый «Альтист Данилов» (ну очень похоже). В 80-х такое проходило на ура, а сейчас - ну совсем никак. Вот вам
положительная рецензия - да и мой отрицательный отзыв мало чего стоит, коли я не дочитала. Но отчитаться была обязана, потому что любимый же Сальников. Очень надеюсь, что в следующий раз он снова напишет что-нибудь «мое».
Борис Акунин, «Медвежатница». Я знала, что книга относится к циклу «Семейный альбом» («Аристономия», «Другой путь», «Счастливая Россия», «Трезориум», 2015-2019). Когда-то начинала читать «Другой путь», заскучала, бросила. Но Л. велел мне смело слушать, что я и делала с огромным наслаждением. Такая теплая и добрая книга, вот прямо на душу легло. А как Клюквин читает! Для каждого героя у него свой голос, своя интонация. Так заслушалась, что не заметила, как кончилось. А конец такой, совершенно пронзительный. Не люблю это слово, но другого не нахожу. И вот дослушала - и что же оказалось? Что не просто так упоминается трактат «Аристономия», который пишет главный герой. Оказывается, цикл «Семейный альбом» прослеживает всю жизнь Антона Клобукова... а я такая прихожу и бац - сразу в последнюю книгу. Оказалось - можно и так. И конечно, отдельно надо упомянуть про последовательцу Юнга и ее классификацию психотипов (Рахель
spaniel90100, ты видела?). При этом классификация не просто так, а чтоб устроить людям счастье, так что здесь и про счастье тоже. И то, что самыми счастливыми людьми в романе оказываются женщина-инвалид и человек, полжизни проведший в лагерях, - это тоже очень-очень круто. И еще надо отметить изящную композицию. На протяжении книги иногда вспоминаешь и спрашиваешь себя: а что это было в самом начале-то, из жизни весталок? А потом - ааа, Семен Семеныч! Это ж Тину тестировали.
Не обойдется без цитаты, которую желаю в мрамор. Есть три железных правила, без которых невозможно сохранять достоинство. Что бы ни случилось, никогда себя не жалеть. Это первое. Второе: никогда ничего не бояться. Любая беда - всего лишь испытание, которое нужно выдержать. Сдай этот экзамен, и ты перейдешь в следующий класс. (...) Третье такое: не вздыхать по тому, чего у тебя нет, а сполна пользоваться тем, что у тебя есть. Это всегда немало - то, что у тебя есть. Не всякий, конечно, согласится. А кто согласится - тому и карты в руки.