Mar 17, 2004 11:38
Вот какой странный вопрос меня мучает уже давно. А точнее, в музыке, а еще точнее - в песне.
Когда-то еще давнее он меня не мучил совсем. Читая свои французские лекции, я бодро выдавала характеристики направо и налево: то - коммерция, а се - искусство, и было мне хорошо. А было мне хорошо, потому что тогдашняя критика французской песни сильно разделяла коммерцию и не, и попсу ногами пинала в свое удовольствие, и я как-то с большим кайфом разделяла и пинала вместе с ней. Да и публика в совке у меня на лекциях вела себя хорошо, возникать не смела. Это уже здесь одна гражданка меня спросила: а почему коммерция - это плохо?
И вот тут я задумалась. Потому что чтобы решить хорошо это или плохо, надо сначала решить, как мы собираемся фильтровать базар, то бишь отличать коммерцию от нетаковой.
И первое определение, что приходит в голову: попса - это то, что я НЭ люблю. Определение сильное, но, сдается мне, мало информативное.
Если же попытаться найти отличительные признаки, то приходишь к некоей зубодробительной функции чертовой прорвы переменных. Вот некоторые навскидку:
1. Содержательность текста (интеллектуальная и эмоциональная).
2. Качество текста (грамотность рифм, поэтическая насыщенность)
3. Качество музыки (вполне может вытянуть даже при х1 и х2, стремящихся к нулю)
4. Оригинальность стиля, непохожесть на остальных
5. И т.д., и т.п.
Мне кажется, это неправильно. Мне кажется, существует гораздо более простое и всеохватывающее определение. Мне кажется, что я собираюсь изобретать велосипеды со своими функциями, и кто-то уже об этом где-то писал и рассуждал. Например, так: «коммерция - это то, что написано в расчете на широкие массы». Нет, меня не устраивает: откуда мы знаем, что у автора было в голове в момент написания? Тогда, может быть - то, что любят широкие массы? Тоже нет: вон Высоцкого они любят, а это никакая не коммерция.
Снова полезла в французскую критику. А там уж разделение на коммерцию и не-коммерцию не в моде - как-то перестал их интересовать этот параметр. Политкорректность, что ли, на марше?
А вы что об этом думаете, дорогие радиослушатели?
P.S. И не говорите мне, что сие есть понятие субъективное. Может быть оно даже и так, но отнюдь не на 100%. Во всяком случае, меня интересует его объективная составляющая.
коммерция в искусстве